Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  18 июня 2008

В недрах РЖД зреет крупнейший ИТ-аутсорсер

Завершился первый этап организации ИТ-деятельности в ОАО «РЖД» на основе процессно-ориентированной модели. Этот факт комментируют непосредственные участники проекта.

Факт и его история

11 июня компании HP, ОАО "РЖД" и Digital Design объявили о выполнении комплекса работ по созданию автоматизированной системы управления единой службы поддержки пользователей российских железных дорог (АСУ ЕСПП).

 До создания АСУ ЕСПП операции по поддержке пользователей различных корпоративных информационных систем ОАО «РЖД» осуществлялись неструктурированно. Предпосылкой проекта стало решение решение руководства ОАО "РЖД" о вертикализации ИТ-структуры компании. С 1 апреля 2007 г. эксплуатация ИТ-систем осуществляется единым предприятием, созданным на базе Главного вычислительного центра ОАО «РЖД».

Работа над построением АСУ ЕСПП началась с проектирования процессов – формализации правил и норм, которые должны использоваться для предоставления ИТ-услуг. Проектирование процессов осуществлялось специалистами ОАО «РЖД», НР  и Digital Design. Разработанные в соответствии с требованиями ОАО «РЖД» процессы позволят ИТ-организации предоставлять необходимые бизнесу услуги с гарантированным уровнем качества.

АСУ ЕСПП спроектирована и реализована на базе HP Service Desk – решения для автоматизации технической поддержки и внедрения процессов управления ИТ-услугами. Программное обеспечение НР также позволило объединить в единый поток операций процессы управления конфигурациями, изменениями, обработкой инцидентов и причин сбоев. Реализация проекта проходила  в соответствии с библиотекой ITIL и методологией HP ITSM.

ЕСПП, став единственной точкой контакта пользователей с ИТ-персоналом, позволила повысить прозрачность их взаимодействия, обеспечить управляемость и контролируемость процессов поддержки пользователей. В настоящее время процессы управления эксплуатацией развернуты во всех 17 ИВЦ – структурных подразделениях Главного вычислительного центра ОАО «РЖД». В системе ежедневно работают около 9 тыс. ИТ-сотрудников компании, в день регистрируется свыше 10 тыс. обращений и 25 тыс. нарядов. В 2008 г. внедряются процессы управления услугами. По завершении внедрения в системе будут работать более 11 тыс. ИТ-специалистов ОАО «РЖД».

Комментарии по факту

Оуэн Кемп, вице-президент и генеральный директор НР Россия:

Партнерство НР и РЖД – "неоппортунистическое", немолодое. Мы уже 15 лет работаем вместе не только в области интеграции программных систем и внедрения ITSM, но и по другим продуктам. У нас очень большой портфель совместных проектов – и компьютеры, и ПО, и принтеры, и всевозможные сервисы. Сегодня мы празднуем реализацию крупнейшего проекта, очень сложного (пожалуй, самого сложного проекта, который у нас был с компанией "РЖД"), в котором участвовало 10 тыс. ИТ-специалистов РЖД. 17 информационно-вычислительных центров и, естественно, ГВЦ были оснащены необходимым оборудованием – для этого наши эксперты должны были выехать на места, поработать с этими специалистами, обучить их. Инфраструктура сегодня работает на пяти ключевых процессах, для разработки которых наши знания и знания знания РЖД объединились.

Результаты очевидны для бизнеса – бизнес получил большую эффективность, более короткое время отклика; риски будут снижаться. Перспективы – мы надеемся развернуть ITSM и на другие бизнес-процессы. Проект не заканчивается, и мы надеемся на долгие годы совместной работы.

Алексей Илларионов, CIO ОАО "РЖД":

ИТ-служба российских железных дорог переживает период масштабного реформирования. Один блок задач связан с организацией управления вновь создаваемыми корпоративными структурами, которые появляются в результате реформирования системы российских железных дорог: для того, чтобы заменить существовавшие прежде административные методы управления корпоративными процедурами, проводится очень большая работа по информатизации управления. Вторая группа задач, не менее масштабная (и, может быть, в чем-то более важная) – это повышение эффективности текущей деятельности компании.

Компания развивается очень активно, экономика показывает достаточно высокие темпы роста, соответственно растет и объем перевозимых грузов. При этом компания имеет достаточно ограниченный технологический ресурс, который практически не развивался на протяжении 15 лет (активное развитие инфраструктуры железных дорог началось в 2003–2004 гг.), и сейчас мы вынуждены искать ресурсы повышения внутренней эффективности для того, чтобы в условиях дефицита инфраструктуры выполнять все обязательства перевозчика грузов и пассажиров. В связи с этим информатизация или, как мы называем, "хозяйственная информатизация" (совокупность структурных подразделений РЖД, занимающихся вопросами ИТ) тоже, с одной стороны, претерпевает изменения; с другой – ищет резервы для повышения внутренней эффективности. За последние два года мы радикально изменили структуру "хозяйственной информатизации" РЖД: из разрозненных вычислительных центров, которые принадлежали территориальным филиалам – железным дорогам РФ – построили вертикально интегрированную структуру. Сейчас это единый филиал ОАО "РЖД", который объединяет в себе Главный вычислительный центр и 17 региональных ВЦ. Это очень крупный информационный актив, и я не знаю аналогов такого рода информационного ресурса (по крайней мере, в корпоративных структурах). Объем вычислительных мощностей, которыми мы располагаем, и инфраструктура, которая поддерживает эти вычислительные мощности, сегодня аналогов не имеют. Инфраструктура располагается в 9 часовых поясах, в постоянном режиме мы эксплуатируем 96 мейнфреймов, более 2700 крупных серверов открытой архитектуры, собственно сеть передачи данных. Такой вычислительный комплекс – это, с одной стороны, большой потенциал, с другой – предмет постоянной заботы.

В силу ряда причин (ресурс был деконсолидирован; предоставление информационных услуг в отрасли никогда не рассматривалось как вид деятельности, который нуждается в соответствующем бизнес-подходе) лишь в последнее время мы начали серьезно заниматься организацией нормальной процессной структуры "хозяйства информатизации" – прежде всего для того, чтобы решать экономические задачи наряду с технологическими и обеспечить более комфортные условия работы для нашего персонала. В связи с этим и реализуется этот проект. Ему уже почти два года. Как любой крупный проект, он нуждался в соответствующем подходе – и я благодарен поставщикам и партнерам, без экспертизы которых мы такого результата не достигли бы. Сегодня АСУ ЕСПП реально облегчает жизнь пользователей. Они могут обратиться в единую точку контактов и получить квалифицированную помощь. Дальнейшее развитие этого проекта пойдет в направлении развития инструментов экономического управления услугами, что позволит построить модель как процессов бюджетирования, так и процессов контроля затрат для других видов деятельности, которые осуществляются в РЖД.

Что касается управления экономикой "хозяйственной информатизации", то в ходе реализации проекта мы делаем в этом направлении очень важные шаги: разработан специфический каталог услуг, разработана методика стоимостной оценки услуг, разработана методика бюджетирования с точки зрения программ предоставления этих услуг. Таким образом, деятельность по предоставлению информационных услуг приобретает прозрачную экономическую основу, которая позволяет говорить о том, что, допустим, часть услуг абсолютно обоснованно можно будет выводить на аутсорсинг.

Андрей Федоров, генеральный директор Digital Design:

В реальности произошло не просто внедрение технологий мирового лидера в крупной российской корпорации, а передача знаний от мирового лидера как нам, так и заказчику. На сегодня железные дороги реально владеют интеллектуальной собственностью, которая им передана НР. Огромное количество обученных людей сегодня работают с этой технологией, и это действительно их система. Они в состоянии поддерживать систему, развивать ее; они не сидят "на игле" у крупного вендора – могут отказаться от его и наших услуг, но мы стараемся и надеемся удержаться у этого заказчика путем предложения новых услуг и предоставления лучших услуг.

Мы сегодня подводим итоги: проект работает, нам есть чем гордиться; но работы еще очень много. Есть базовые сервисы, которые мы внедрили и которые  приносят пользу, но бизнес заказчика развивается, он становится более бизнес-ориентированным – и нам нужно делать так, чтобы внедренная методология способствовала развитию этого бизнеса.

Что же касается потенциального аутсорсинга ИТ-услуг ИТ-департаментом ОАО "РЖД", то это может оказать  серьезное давление на рынок, потому что другой такой ИТ компании с 11 тыс. сотрудниками, которые имеют представительства во всех ключевых регионах России, просто нет. Представьте себе ситуацию: росла ИТ-инфраструктура российских железных дорог десятилетиями – и доросла на сегодняшний день, если по людям считать, до 11 тыс. специалистов. Они всегда обслуживали РЖД. А сегодня мы сделали очень важный шаг, последствия которого скажутся в будущем. Мы организовали формализованные отношения между теми, кто предоставляет услуги, и теми, кто их потребляет. Появилась возможность предоставлять услуги; понимать, какие услуги предоставлены и сколько это стоит. А дальше встает естественный вопрос: почему только РЖД может быть потребителем этих услуг, если они формализованы?

В России уже были попытки крупных корпораций выделить свои ИТ-департаменты как независимые компании, но все они, на мой взгляд, начинались неправильно: просто выделялись отдельный структуры и начинали работать. РЖД идет по радикально другому пути. Они хотят сначала выстроить формализованные отношения между бизнесом и ИТ-департаментом, и лишь после этого принимать решение – предоставлять ли услуги на открытом рынке. Нужно это РЖД или нет – им решать. Но картина может измениться радикально, и возможность такая благодаря этому проекту появилась.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!