Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
16 декабря 2008

Фиксированная связь: в зоне контрастов См.также "ИКС" №12'2008

Аналитики рынка, принявшие участие в опросе редакции "ИКС", отмечают безусловное благо роста ШПД в регионах – и явно расходятся в оценке некоторых других тенденций-2008 в секторе фиксированной связи.

   Как Вы оцениваете итоги 2008 г. в секторе фиксированной связи (развитие фиксированного ШПД, результаты внедрения универсального обслуживания, ситуацию на либерализованном рынке дальней связи)?

О. ВласоваО. Власова: В сегменте фиксированной связи тенденции в целом соответствовали нашим ожиданиям. Увеличение доли нерегулируемых услуг в структуре выручки происходило за счет стремительного роста подключений к услуге широкополосного доступа в Интернет. При этом темпы роста абонентских баз ШПД превысили наши ожидания, что связано с низкой базой роста, низким уровнем проникновения услуги на начало 2008 г. Несмотря на масштабные сокращения персонала (до 17% в годовом выражении по отдельным МРК), доля расходов на персонал по-прежнему в среднем составляет треть всех расходов операторов.


На рынке ШПД в
2009 г. продолжится исправление т.н. "цифрового неравенства" в части ШПД, которое выражается в существенном разрыве в доступности Интернет-услуг для населения и организаций в районных (промышленных) центрах и удаленных населенных пунктах (небольших поселках) в регионах РФ: для жителей и  организаций в удаленных населенных пунктах Интернет-услуги пока обходятся существенно дороже при аналогичном или более низком качестве (скорости Интернет-доступа) по отношению к Интернет-услугам в районных (промышленных) центрах. Такая ситуация обусловлена более высокой стоимостью предлагаемых решений для создания линий абонентского доступа ("последней мили") и низким уровнем или отсутствием конкуренции между Интернет-пройдерами в удаленных населенных пунктах (небольших поселках).


Можно выделить следующие основные направления развития ШПД
  в регионах на 2009-2010 гг.:

  • рост охвата ШПД доли домохозяйств;
  • обеспечение ШПД для госструктур и коммерческих предприятий (в т.ч. в технопарках и промышленных парках);
  • внедрение решений класса "Triple Play";
  • развертывание коммерческих дата-центров, реализация услуг дата-центров для госструктур и предприятий.


В 2008 году большинство МРК завершат второй этап работы по внедрению универсальной услуги связи. Оценка данной деятельности МРК, безусловно, положительная, так как: 1) установка таксофонов в удаленных населенных пунктах позволяет попутно реализовать подключение новых абонентов к ШПД; 2) компенсация за УУС поступает из бюджета регулярно и является своего рода формой госзаказа, что является положительным фактором.


Либерализация рынка дальней связи пока произошла лишь формально. Говорить о фактической либерализации можно лишь после повсеместного введения hot-choice на территории РФ. Так, по данным одного из участников либерализованного рынка дальней связи, разница в доле рынка сильного LD игрока может достигать 10 п.п. (5-6% в регионах, где нет hot-choice; 15-16% - в регионах, где есть).


В. ДемчишинВ. Демчишин: Тенденцией года стал дальнейший рост в сегменте фиксированного ШПД за счет реализации проектов МРК "Связьинвест" (в основном на базе технологии ADSL/ADSL2), а также проектов крупных федеральных и региональных альтернативных операторов (на базе технологий FTTx,
DOCSIS, ADSL/ADSL2, БШД, 3G, VSAT); рост доли операторов ШПД, предлагающих услуги класса Dual Play и Triple Play на основе своих сетей ШПД.









Т. МеньковаТ. Менькова:
Основная проблема рынка, прежде всего, МРК – сдерживание тарифов. Дело в том, что увеличивающаяся инфляция является серьезной «головной болью» властей в последнее время, и один раз они уже вполне четко продемонстрировали намерения сдерживать рост цен всеми возможными методами, вплоть до прямых указаний о «заморозке». В случае если инфляция будет вырываться из-под контроля (а шансы на это, к сожалению, очень велики), фиксированные телекомы могут вновь принять на себя удар по сдерживанию цен. Из-за отсутствия индексации тарифов для физических лиц в
2008 г. целевая цена на конец 2009 г. может быть снижена на 15%. В текущей ситуации мы не видим реальных предпосылок для полного замораживания тарифов, но снизили прогнозы по темпам роста тарифов для населения.




Н. КоротковаН. Короткова: Сократился технологический разрыв между столицей и регионами. По состоянию на начало
2008 г. в Москве оставалось порядка 5% пользователей dial-up. В регионах эта цифра, безусловно, больше, но предположительно не превышает 20% всей абонентсвой базы Интернет-пользователей. В регионах рост частных Интернет-пользователей происходит в основном за счет МРК и региональных альтернативных операторов, федеральные альтернативные провайдеры пока не накопили значительной абонентской базы.

Важным трендом стало снижение цен на междугородные переговоры и местную телефонную связь в результате демонополизации рынка. Снижение цен, также как и активные маркетинговые мероприятия, отражали стратегию захвата рыночных ниш, но сейчас важно не перетягивать абонента от одного оператора к другому с помощью снижения цен, а именно удерживать. В текущих условиях конкурентного рынка МГ-МН связи операторам необходимо обратиться к практике пакетных предложений, которые помогут абонентам оптимизировать свои расходы на дальнюю связь, а операторам – увеличить лояльность абонентов, а также разрабатывать «узкие» рыночные ниши, например, подключать виртуальных операторов связи с собственными сетями клиентов, заинтересованных в услугах связи.


Г. СменцаревГ. Сменцарев:
Либерализация рынка дальней связи, безусловно, является положительным явлением, объективно способствующим повышению качества и снижению стоимости этих услуг для конечного абонента. Однако, ситуацию в данном сегменте рынка нужно рассматривать в комплексе с иными тенденциями развития телекоммуникационного рынка, и, в частности, с тенденцией предоставления комплексных услуг связи в рамках телекоммуникационных холдингов. Абонент зачастую может не знать тонкостей тарифных планов операторов дальней связи, или не обращать на них внимания в силу множественности и незначительности различий. Для него гораздо более существенным фактором может быть то обстоятельство, чтобы он оплачивал услуги связи по одному счету. И в этом плане, например, в Москве компания МТТ имеет определенное потенциальное преимущество перед Ростелекомом, т.к. счет за услуги этой компании выставляется абонентам в едином счете с услугами МГТС.




А. БогатовА. Богатов:
Во-первых, не очень понятно, что подразумевается под «либерализацией» рынка дальней связи. Лицензии на право оказания услуг междугородной и международной телефонной связи выдавались и до 2004 года. Во-вторых, тарифы и условия оказания услуг в целом различаются незначительно, да и снижаются весьма медленно, поэтому сложно говорить о реальных выгодах для пользователей такими услугами.

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!