Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2009
Владимир ЛИТВИНОВ  29 января 2009

Три года либерализации на столетнем рынке дальней связи

С момента принятия исторического решения о демонополизации дальней связи прошло три года. 30 лицензиатов, 8 игроков, широкий выбор для абонента… Какие задачи решены? Какие цели достигнуты?

В.В.ЛитвиновПолку операторов прибыло

Вспомним основные задачи либерализации рынка дальней связи: упорядочить и сформировать основной пул игроков рынка дальней связи при присвоении остальным операторам статуса агента; предоставить абонентам широкий выбор в определении оператора дальней связи, исходя из стоимости и качества предоставляемых услуг.
  Юбилейный январь-2009

История дальней связи России уходит корнями в глубокое прошлое. Январь 2009 г. оказался богат на юбилейные даты, имеющие непосредственное отношение к дальней связи.

110 лет назад (12 января 1899 г. по новому стилю) состоялось открытие первого телефонного сообщения Москва-Санкт-Петербург. Стоимость трехминутного разговора, согласно утвержденным тарифам, составила 1 руб. 50 коп.

75 лет назад (1 января 1934 г.) нарком связи СССР А.И. Рыков подписал приказ о создании Центральной междугородной телефонной станции (ЦМТС). Многие десятилетия ЦМТС была единственным предприятием на сети связи общего пользования, соединявшим Москву с другими городами страны и всего мира. Сегодня это «Московский междугородный и международный телефон» (ММТ) – базовый филиал «Ростелекома».

40 лет назад на ЦМТС была введена в эксплуатацию первая в стране автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС-2) разработки ЦНИИС и производства завода ВЭФ (Латвия), ставшая родоначальницей современных систем автоматической коммутации междугородных соединений.

Историю, как известно, формируют личности. В дальней связи это А.Н. Тюляев, А.А. Алешин, А.П. Морозов, Н.В. Певцов, В.Ф. Гуркин, Б.В. Зверев, О.Г. Белов и многие другие, кто формировал столетний фундамент дальней связи «Ростелекома», отметившего в прошлом году 15-летний юбилей.

Решение трехлетней давности по либерализации дальней связи (идеологи Л. Рейман – В. Слизень) можно отнести к разряду стратегического, поворотного в истории формирования сети дальней связи, принятого с акцентом на ликвидацию монополии компании «Ростелеком».


Зафиксируем промежуточные результаты: более 30 компаний получили лицензии дальней связи, 8 из них («Ростелеком», МТТ, «Голден Телеком», «ТрансТелеКом», Orange, «Арктел», «Синтерра», «Комстар-ОТС»), построив сети дальней связи и получив коды доступа выбора оператора дальней связи, начали, а точнее, в основном продолжили предоставлять услуги МГ/МН-связи.

Однако в Мининформсвязи при формировании концепции либерализации, похоже, не ждали такой деловой и инвестиционной активности в получении лицензий, а главное – в строительстве сетей дальней связи. Предложенной для идентификации оператора связи позиции «категория абонента», имеющей один знак (9 свободных значений), стало недостаточно при числе выданных лицензий более 9. Эту проблему попытался решить НТС Минкомсвязи, определивший необходимость расширения префикса в виде кода доступа (2 знака) и кода выбора оператора (2 знака). С научной точки зрения другого решения нет, а с практической – АТС (40% местной сети) и ряд зоновых транзитных узлов потребуют серьезных инвестиций в модернизацию оборудования коммутации. И в чем здесь заинтересованность владельцев оборудования – МРК, «Ростелекома» и «Комстар-ОТС» – непонятно.

В плане демонополизации рынка дальней связи можно считать, что цель достигнута. «Ростелеком», хотя де-юре и входит в реестр естественных монополий, фактически снизил собственную долю на рынке МГ-связи почти до 60%. Заметно сократилось число корпоративных ВИП-клиентов, которые предпочли услуги альтернативных операторов. Только в Москве «Ростелеком» потерял в последние годы около половины активных абонентов – физических лиц. На мой взгляд, новая тарифная стратегия компании «Ветер перемен» является оригинальным и эффективным решением по стабилизации базы физических лиц. Хотя сегодня, например, в Москве на этом рынке перспективными становятся позиции компании «Комстар-ОТС», владеющей последней милей 3,8 млн абонентов и формирующей единый счет за предоставленные услуги связи. Анализируя отток абонентов «Ростелекома», убеждаемся, что многие клиенты переориентировались на вызовы с мобильных телефонов. Влияние формирующегося либерального рынка дальней связи в данном случае весьма условно.

Рассматривая либерализацию дальней связи с позиции абонента, нельзя не отметить, что у юридических лиц появилась возможность широкого выбора оператора. А вот в сегменте физических лиц по услугам, предоставляемым в кредит, по-прежнему остается «Ростелеком», а теперь еще и МТТ. Для абонентов начинает формироваться принципиальная возможность работы в двух режимах – hot choice (выбор оператора при каждом вызове) и pre-select (предварительный выбор оператора). С точки зрения тарифов стоимость вызовов по-прежнему существенно уступает звонкам с использованием дебетовых телефонных карт, включая IP-телефонию.

Куда подует ветер перемен?

Несколько прогнозов дальнейшего развития рынка дальней связи в условиях финансового кризиса. Конечно, ситуация на рынке будет определяться стоимостью барреля нефти. При устойчивом снижении барреля ниже $40 можно будет надолго забыть о проблемах организации двухзначного кода выбора оператора дальней связи, модернизации для этих целей телефонной сети и т.д. Безусловно, пока наиболее прочные позиции у «Ростелекома», осуществляющего развитие в основном за счет собственных средств. Как заявил на пресс-конференции министр связи, «Ростелеком» будет последним, кто попросит помощи у государства. Вместе с тем следует отметить, что крупные компании с абонентской базой в десятки тысяч потребителей (юрлиц) весьма чувствительны к дебиторской задолженности (неплатежи абонентов). В условиях кризиса банковского и реального секторов этот показатель может стать серьезной негативной тенденцией.

И все-таки самые хрупкие позиции у компаний (типа «Сумма Телеком», «Центральный Телеграф»), стратегия развития которых строилась на политике заимствований. При стагнации сложившейся рыночной ситуации активы некоторых игроков фиксированных сетей сильно подешевеют. Поэтому политика покупок данных активов для стабильных в финансовом отношении игроков может стать приоритетной при инвестировании денежных средств. Например, покупка таким гигантом, как РЖД, 40% акций «Ростелекома» может стать стартовой для дальнейших приобретений в системе «Связьинвеста». В противном случае сделка не имеет большого смысла.

Я продолжаю утверждать, что в государственных интересах развития рынка телекоммуникаций целесообразно кардинальное решение – создание единой компании «Связьинвест» на базе «Ростелекома».

Преимущества данного варианта объединения очевидны:

- слияние магистральной сети «Ростелекома» и последней мили МРК позволит обновленной компании «РосТелеком» занять лидирующие позиции на рынке при предоставлении потребителям в любой точке России перспективных услуг, основанных на ШПД;

- государство обеспечит эффективный госконтроль не только голосовой связи, но и российского Интернета, IP-телевидения на широкополосной магистральной сети;

- капитализация нового «РосТелекома» существенно возрастет (минимум в 2–3 раза) по сравнению с совокупной стоимостью акций компаний «Связьинвеста», что вернет компании приоритетные позиции среди основных телекоммуникационных монстров («Голден Телеком», «Система Телеком»);

- управление новой компанией станет более оптимальным и эффективным, чем в рамках холдинга «Связьинвест», что чрезвычайно важно для сохранения единой взаимоувязанной сети связи.

- объединение упростит процедуры взаимодействия между МРК и «Ростелекомом» как при организации новых услуг, так и при расчетах с абонентами.

Важно также отметить, что «Ростелеком» – «голубая фишка» и торгуется на Нью-Йоркской бирже, а это дорогого стоит. Таким образом, при таком варианте преобразований группы компаний «Связьинвест» в выигрыше окажутся как государство, так и акционеры МРК и «Связьинвеста». Правда, объективно говоря, при этом начнется обратный процесс монополизации на рынке дальней связи. Но нынче другие времена: либеральные идеи Чубайса–Гайдара о тесной причинно-следственной связи («если есть собственник – значит, хозяйство эффективное») в условиях России не работают. Главное в нынешней ситуации, как учил вождь мирового пролетариата, – «учет и контроль».

Как мы и предполагали (см. «ИКС» № 4’2006, с. 86 и №  3’2007, с. 74), практически все фиксированные операторы дальней связи в условиях нарастающей конкуренции и конечного объема рынка дальней связи в размере около 100 млрд руб. диверсифицируют собственный бизнес с акцентом на развитие услуг широкополосного доступа как для корпоративных потребителей, так и для физических лиц. Конечно, глобальный кризис внесет коррективы в темпы развития услуг ШПД, в это время основные доходы фиксированных операторов будут по-прежнему приходиться на голосовую связь, в том числе и на услуги дальней связи. Но в следующем десятилетии услуги дальней связи (междугородная/международная телефонная связь) потеряют приоритетные позиции в общем объеме всего набора телекоммуникационных услуг.

. . .


Только история определит истинную роль новой стратегии по либерализации рынка дальней связи: действительно ли это поворотное решение в идеологии развития сетей дальней связи либо это кампания, направленная на достижение конкретных корпоративных интересов в условиях рыночной экономики. Но в любом случае число телекоммуникационных игроков рынка дальней связи должно вернуться к количеству, изначально предполагаемому идеологами либерализации, т.е. реально снизиться в несколько раз.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!