Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
05 ноября 2007

Мартин КРИНЕР: «Через пять лет услуги будут бесплатны для абонентов»

Глава Telemanagement Forum обеспокоен: что будет с бизнесом операторов? Сотню лет они правили в телекоме, а теперь на глазах теряют и вес на рынке, и денежный поток от пользователей. Чем это кончится, в том числе и для России? Чем поставщикам услуг может помочь международная ассоциация, фокусирующаяся на эффективном управлении телекоммуникационными, информационными и медиауслугами? Об этом президента ТМ Forum Мартина КРИНЕРА расспросила главный редактор «ИКС» Наталия КИЙ.

- Господин Кринер, насколько ТМ Forum заинтересован в российском телекоме? И наоборот, велика ли активность российских участников рынка в выработке процессов «бережного функционирования» в XXI веке, которые продуцирует ваша организация на международной арене?

- Мы очень заинтересованы в российском рынке по причине очень высокой заинтересованности в нем других участников ТМ Forum. Как известно, в настоящее время Россия рассматривается, во-первых, как один из наиболее быстро растущих, вовторых, как один из наиболее инновационных телекоммуникационных рынков мира. Уровень проникновения мобильной связи высок, но средняя выручка на абонента находится на достаточно низком уровне, и по этому показателю есть существенный потенциал для роста. В ваших планах развертывание услуг третьего поколения. И таким образом, для всего мирового рынка предложения Россия остается очень привлекательной.

В этом году TM Forum провел три крупных региональных мероприятия. Одно из них прошло в Москве (подробнее о TeleEvo'2007 . - Прим. ред.), два других - в Пекине и Дели. Это три региональных рынка, наиболее важных в мировом масштабе, с точки зрения крупных телекоммуникационных компаний.

С другой стороны, за последние четыре года TM Forum существенно расширил свою деятельность в России и других странах СНГ. На сегодня 27 из более чем 600 участников форума - российские компании (среди них и крупнейшие сервис-провайдеры - МТС, «ВымпелКом», «МегаФон»), а всего из стран СНГ членами нашей организации являются 35 компаний.

- Какие стандарты и методологии, созданные в TM Forum, по вашим наблюдениям, находят отклик и продвижение в России? Как вы оцениваете степень зрелости нашего рынка для их реализации?

- Есть два важных направления. Первое - это так называемый eTOM (enhanced Telecom Operations Map), общая структурная модель бизнеса для операторов и сервис-провайдеров. Используя подходы eTOM, оператор в состоянии определить, насколько эффективно построены его процессы по самым различным направлениям, от биллинга до обслуживания клиентов и управления операционной эффективностью. Эти разработки создавались операторами всего мира на протяжении последних десяти лет. Таким образом, поставщики услуг России находятся в уникальных условиях: на своем новом рынке они могут использовать то, что было наработано более зрелыми операторами в других странах. И российские компании этой возможностью пользуются.

Второе направление деятельности TM Forum, в котором реально заинтересованы операторы вашей страны, - это гарантирование доходов (revenue assurance). Многие, если не все, телекоммуникационные операторы теряют некую часть своих доходов в результате непреднамеренных ошибок, недобросовестных или мошеннических действий, неэффективно организованных бизнес-процессов или биллинга. Иными словами, речь идет об утечке доходов, размер которой в зависимости от особенностей компании может колебаться в пределах 3-12% совокупной выручки.

Гарантирование доходов - это процесс или, если угодно, комплекс стандартов, разработанный в рамках TM Forum, который позволяет свести к минимуму или вообще прекратить утечку доходов. Операторы стран СНГ участвовали в проведении этой работы, оказывали спонсорскую поддержку (как МТС), внедряли ее результаты.

- Каким разработкам и направлениям деятельности TM Forum на российском рынке, по вашему мнению, уделяется недостаточное внимание?

- В рамках TM Forum разрабатываются как сугубо технологические, так и бизнес-программы. Технологические наработки нашей организации-достаточно востребованы в России и внедряются в компаниях, когда для этого наступает подходящее время. Гарантирование доходов - это одна из наших бизнес-программ, которая также нашла приверженцев в вашей стране. Однако есть еще одна бизнеспрограмма по формированию сравнительных показателей для бизнеса (business benchmarking), от присоединения к которой, я полагаю, выиграют все операторы России и других стран СНГ.

Эта программа включает в себя согласованный всеми операторами комплекс из 55 параметров, на основании которых компании могут количественно оценить эффективность своей деятельности. Операторы вводят в эту программу свои данные (например, временны'е затраты на привлечение нового клиента или время устранения отказа) и видят, насколько они соответствуют среднеотраслевым показателям. Таким образом, операторы во всем мире получают возможность объективно сравнить свои показатели со среднеотраслевыми во всем мире и понять, в каком именно направлении нужно совершенствоваться.

- Что представляет собой новая программа TM Forum под названием Prospero?

- Программа Prospero разработана для того, чтобы максимально упростить работу с интерфейсами. Сервиспровайдерам приходится нести немалые расходы, чтобы два программных комплекса научились «разговаривать» друг с другом. Как правило, если вы тратите $1 на какой-то программный продукт, то должны будете заплатить еще $5, чтобы этот продукт смог нормально интегрироваться в вашу действующую систему.

В нашей отрасли существует целый ряд критически важных для бизнеса интерфейсов. Например, система управления товарно-материальными запасами должна иметь интерфейс с сетевым оборудованием. Prospero, вопервых, выявляет необходимость таких интерфейсов, во-вторых, формирует спецификации и генерирует рекомендации по упрощению и повышению эффективности работы. Все эти интерфейсы, все эти наработки можно бесплатно получить на нашем сайте www.tmforum.org. Долговременная цель программы Prospero заключается в том, чтобы продолжать создавать дополнительные интерфейсы, по мере того как в этом будет возникать необходимость.

- Хотелось бы знать ваше мнение как эксперта мирового уровня о перспективе создания универсальной модели управления биллингом для разных услуг - triple play, FMC, VoIP. Есть ли такая необходимость?

- Это возможно, но я не уверен в том, что нужно. Существует масса поставщиков, разрабатывающих комплексные биллинговые продукты, которые могут использоваться в условиях конвергенции фиксированной и мобильной связи.

Но я совершенно не уверен, что в будущем телекоммуникации будут работать на основе модели биллинга. Google, например, функционирует на основе платы за рекламу, т.е. бесплатно для пользователя и за деньги для рекламодателя. Есть опасность, что вы затратите колоссальные деньги на то, чтобы создать идеальную модель биллинга для многих сервисов, и потом, к своему удивлению, обнаружите, что телекоммуникационная отрасль повернулась в направлении «платит рекламодатель».

Я, например, убежден, что через пять лет за некоторые телекоммуникационные услуги будут платить рекламодатели, а абонентам счета выставляться не будут.

- А каков ваш временной прогноз наступления эры «платит рекламодатель» в России?

- Особых отличий от остального мира я не вижу - может быть отставание на год, на полтора года, но не больше. А в каких-то областях Россия может сработать и на опережение. Молодость российских компаний - их преимущество: меньше старых проблем, которые они тащат за собой.

Я не вижу никаких причин, по которым российский рынок должен развиваться в другом направлении, нежели европейский или американский.

- Какие примеры успешных рекламных моделей в мировом телекоме вы могли бы назвать?

- Впервые мы это увидим при запуске нового продукта Google Phone. Я подозреваю, что он будет основан на принципе «платит рекламодатель», возможно, при наличии сборов за соединение.

Аналогичные схемы мы уже наблюдаем при распространении мобильного контента. Допустим, я продаю вам игру. Если вы соглашаетесь до ее получения просмотреть некий рекламный материал, то платите гораздо меньше.

Операторы IPTV уже приходят к таким концепциям, при которых контент, сопровождаемый рекламой, стоит заметно дешевле, чем те же видеоуслуги без рекламы.

- Какая самая главная головная боль у президента TM Forum сегодня?

- Это попытка понять и представить себе, каким образом телекоммуникационные компании и интернет-компании, такие как Google, будут взаимодействовать через два года. Это самое большое и динамичное неизвестное. Я трачу очень много времени на общение с представителями многих фирм и стараюсь составить свое мнение об этой динамике.

Мы имеем дело с двумя соперничающими мирами. Один мир начал с передачи голоса и затем развился до передачи данных и изображений. А второй, оттолкнувшись от поиска в Сети, вырос до передачи голоса, видео и данных. Первый опирается на модель, построенную на биллинге. Второй - на деньги рекламодателей. Оба обслуживают одного и того же клиента. Чем все кончится - я не знаю. Вот моя головная боль .

- Я знаю по крайней мере одного игрока рынка, для которого все в любом случае кончится хорошо. Это абонент.

- Да, клиент выиграет. Вопрос в том, что будет с компаниями.

- Мне бы хотелось встретиться с Вами через пять лет и обсудить Ваши прогнозы и опасения.

- Я уверен, что в главном я окажусь прав. Признаюсь, пять лет назад я и представить бы себе не мог предмета нашего сегодняшнего разговора - Google. Наверняка за эти пять лет случится нечто, что мы сегодня даже не можем себе вообразить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!