Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2007
Александра КРЫЛОВА  01 марта 2007

Платеж on-line – скрытая пружина бизнеса

Можно ли считать коммерцию электронной, если выбранный в режиме онлайн товар оплачивается наличными при доставке? Хотя платежные электронные системы существуют в Рунете 10 лет, такой способ покупок через Интернет остается самым популярным.  Расплачиваться за дорогостоящие покупки из электронного кошелька – на такое решается не каждый. Однако в предстоящие 5 лет ожидается значительный рост этого сектора рынка.

Условия роста

И неудивительно. Ведь, по данным Ф. Мучника (гендиректор «Софткей»), 64% онлайн-покупок наших соотечественников – товары недешевые: бытовая техника, компьютеры и комплектующие.

Низкое доверие потребителей – вот один из основных факторов, сдерживающих развитие в России электронной коммерции, и в том числе электронных платежей, убежден П. Врублевский, руководитель одноименного комитета НАУЭТ и гендиректор ChronoРay.

Однако в последние год-два действие негативных факторов постепенно уравновешивается влиянием положительных тенденций – увеличением числа пользователей Интернета до 25 млн и парка эксплуатируемых в стране ПК до 23 млн, развитием сети пунктов коллективного доступа в Сеть и постепенным проникновением в регионы технологий широкополосного доступа. Вкупе с ростом покупательной способности населения, бумом потребительского кредитования, укоренением привычки пользоваться пластиковыми картами, увеличением числа интернет-магазинов и расширением спектра интернет-услуг они привели к наращиванию оборотов электронных платежных систем (ЭПС) в стране и расширению аудитории пользователей. По данным НАУЭТ, в 2006 г. прирост рынка электронных платежей составил около 30%, в 2007 г. ожидаются 35–40%.

Представители крупнейших ЭПС – WebMoney Transfer и «Яндекс.Деньги» – заявляют об удвоении их оборотов в течение последних двух лет, правда, избегая конкретных цифр. Самый высокий рост оборота среди российских ЭПС в 2006 г. показала компания «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) – почти на 1000%. Образцом открытости может служить CybetPlat, в конце января обнародовавшая итоги минувшего года: общий оборот первой российской ЭПС достиг $2,639 млрд, что вдвое выше показателя 2005 г.; за 2006 г. в системе проведено 669 млн платежей и к концу года был преодолен порог 3 млн платежей в день.

В споре тенденций побеждает положительный фон, считают аналитики J'son & Partners. Отметив готовность россиян пользоваться электронными платежными инструментами (картами, кошельками, системами приема моментальных платежей), они прогнозируют в течение следующих 5 лет значительный рост этого сектора.

О том, что ЭПС есть куда расти, свидетельствует и опыт практиков из интернетмагазина «Софткей», занимающегося онлайн-продажами ПО: среди способов оплаты пальма первенства – у платежного поручения (68,5%), остальные 31,5% делят между собой оплата наличными через Сбербанк (13%), пластиковые карты (12%), «Яндекс.Деньги» (3%), WebMoney (2%), прочие виды электронных платежей (1%) и другие способы оплаты (0,5%).

Н. Короткова (аналитик IDC) считает, что ускорению темпов роста электронной коммерции будет способствовать распространение мобильных устройств доступа в Интернет и приложений, позволяющих оплачивать товары и услуги: «В Малайзии, например, где развита электронная торговля, до 30% устройств, используемых для выхода в Интернет, – мобильные. Всего же в режиме онлайн совершают покупки 4 млн человек».

«Распахиваем поле e-commerce с разных сторон»

– так образно оценил деятельность ЭПС А. Севостьянов (ChronoPay). Одни из систем изначально создавались для возможности их участников – как физических, так и юридических лиц – обмениваться между собой денежными средствами, оплачивать покупки в интернет-магазинах и услуги. Свой доход они получают за счет комиссии с каждой транзакции (в системе WebMoney Transfer она составляет 0,8%, в системе «Яндекс.Деньги» – 0,5%). Бизнесом других систем стали услуга подключения к процессинговой платформе, банковское обслуживание интернет-магазинов и других веб-ресурсов, решающих задачу приема платежей с пластиковых карт. Еще одна группа ЭПС выступает в роли связующего звена между интернет-магазинами и покупателями.

Помимо крупных, универсальных систем, в Рунете существуют сотни ЭПС, предназначенных для узкоспециальных задач, например для оплаты брокерских услуг или приема игровых ставок.

А. Няненко (ОСМП) предложил классифицировать ЭПС в соответствии со средой общения с пользователями. Так, системы, обслуживающие обязательства своих участников в Интернете (для этого пользователи должны вводить денежные средства в систему), он называет виртуальными. Сферой деятельности ЭПС, специализирующихся на приеме моментальных платежей, А. Няненко называет реальный сектор экономики. Такие платежи можно произвести через платежные терминалы, обычную кассу или кассовое отделение банка. Будучи максимально простыми и понятными, эти системы получили признание пользователей. Как следствие, совокупный объем моментальных платежей в 2006 г., по оценке А. Няненко, составил в России около $15 млрд.

Заметим здесь, что виртуальные системы по приему интернет-платежей нуждаются в партнерских отношениях с сетями платежных терминалов, посредством которых пользователи могут оперативно пополнять свои электронные кошельки.

Нельзя не учесть и группу ЭПС, которую составляют процессинговые компании, специализирующиеся на сборе и обработке платежей по кредитным картам таких крупнейших международных систем, как VISA International, MasterCard International, JCB International и American Express. Хотя бы потому, что в Европе 90% платежей производится с помощью пластиковых карт и только 10% – через ЭПС. В России же, по словам В.В. Комлева (гендиректор «Компании объединенных кредитных карточек», контролирующей больше половины этого сегмента рынка), VISA и MasterCard в ближайшие годы ожидают роста доли пользователей пластиковыми картами с 10% до 35–40%.

Разные системы – схожие проблемы

Конечно, у интернет-платежных систем проблем больше, чем у сетей терминалов. Взять хотя бы обеспечение информбезопасности ЭПС в целом и защиты каждого ее участника, которые требуют подчас уникальных программных разработок. Пример – предлагаемая системой WebMoney технология e-Num, предоставляющая ее участникам возможность воспользоваться уникальным шифр-блокнотом в виде сгенерированного индивидуального Java-приложения для мобильного телефона или программы для КПК. При входе в защищенную зону система посылает на мобильное устройство пользователя число-запрос e-Num, получая каждый раз новое число-ответ.

Системам приходится проводить организационную работу, аттестацию пользователей, выявлять и «прикрывать» деятельность создаваемых отдельными участниками финансовых пирамид, а также постоянно напоминать о необходимости соблюдения требований безопасности. Иначе нельзя. Ведь в системе с безотзывностью транзакций титульные знаки переводятся с одного кошелька на другой в считаные секунды.

И тут многое зависит от позиции, которую занимает ЭПС. «Мы никогда не перекладываем риски на клиента, – говорит Ю. Чайка (Rupay). – Даже в случае безвозвратной потери средств всегда готовы их компенсировать. В то же время совместно с другими участниками рынка мы достаточно успешно пресекаем попытки преступников вывести средства, полученные в результате мошенничества или фишинга. А благодаря работе Управления «К» МВД многие из «виртуальных» преступников уже оказались во вполне реальной тюрьме».

У электронных платежных систем, работающих с наличными деньгами клиентов, проблем с безопасностью гораздо меньше, поскольку нет необходимости защищать плательщика: при проведении платежа он не сообщает о-себе личной информации. Их задача – защита данных на участках: от дилера, обслуживающего автоматы по приему платежей у населения, до процессингового центра ЭПС и от процессинга до биллинга оператора связи.

С одной стороны, за годы своего существования интернет-платежные системы сумели вписаться в рамки российского законодательства и международных норм по противодействию незаконной торговле, финансовым махинациям, отмыванию и легализации денежных средств, полученных незаконным путем. С другой – многие стороны их деятельности лежат за пределами существующего правового поля. Это касается юридического осмысления понятий «электронные деньги» или «цифровая наличность» и процессов, в которых они участвуют.

Впрочем, от недостатка четких правил и критериев ведения бизнеса страдают и ЭПС, работающие в реальном секторе. Регулирующие органы в регионах, куда активно проникают платежные сети, воспринимают их деятельность по-разному. «Предприниматели, готовые инвестировать новое для себя направление бизнеса, – делится А. Няненко, – хотят знать правила игры. Пока четких правил не будет – не будет и вложений». Так что сейчас рынок электронных платежных систем в большинстве своем развивают люди, готовые рисковать, и мелкие предприниматели.

Статистика системы WebMoney
  • 1998 г., ноябрь: первая транзакция WebMoney.
  • 2004 г., сентябрь: зарегистрирован миллионный WMID*.
  • 2005 г., декабрь: 2 млн WMID.
  • 2006 г., ноябрь: 3 млн WMID.
  • 2007 г., 30 января: 3 255 237 WMID.



*ID – идентификационный номер пользователя в системе.


Характер потребления услуг платежных терминалов

изучал в начале 2006 г. исследовательский холдинг ROMIR Monitoring. Было опрошено 1370 интернет-пользователей от 18 лет и старше, посещающих Сеть как минимум раз в месяц. Услугами платежных терминалов пользуются 65% из них (в столице показатель выше). Самыми активными оказались представители возрастной группы от 18 до 24 лет (68%) и респонденты с высокими доходами (74%).

Результаты исследования:
  • 91% пользователей оплачивает услуги сотовой связи,
  • 31% пополняет банковский счет по пластиковой карточке,
  • 27% оплачивают услуги доступа в Интернет,
  • 10% и 6% соответственно оплачивают коммунальные услуги и услуги фиксированной связи
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!