Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2007
Тимофей БОКАРЕВ  01 мая 2007

ТВ и видео по-мобильному «Пока скачиваемое видео – единственный «живой» видеосегмент»

Скромный сегмент мобильных видеосервисов нашего медиарынка еще ждет своих исследователей. Сотовые операторы не спешат знакомить профессиональное сообщество с результатами даже самых масштабных своих видео- и аудиопроектов. В основе мнения Т. БОКАРЕВА, президента Next Media Group, – активное участие в формировании и развитии этого нового сегмента рынка.

Тимофей Бокарев – Тимофей, почему Next Media Group, имея в своем активе немало проектов для таких ТВ-каналов, как НТВ и «Россия», не развивает направление мобильного ТВ?

– К формированию рынка услуг мобильного ТВ и контент-провайдерам, и операторам, и телеканалам нужно приступать тогда, когда будет доступна технология UMTS. А пока мобильное ТВ, предлагаемое сегодня «МегаФоном», МТС, СМАРТСом и некоторыми другими компаниями сотовой связи, я расцениваю, как PR-эксперименты. Операторы пытаются показать абонентам новую услугу, высокое качество которой они не могут гарантировать.

Ни одна технология сжатия не может обеспечить стабильную, качественную передачу мобильного ТВ посредством технологии 2,5G, поскольку фактическая ширина канала GPRS не превышает 56 кбит/с. А на скорость передачи данных, обеспечиваемую технологией EDGE (ее пиковые значения могут достигать 230 кбит/с) налагают ограничения существующие терминалы, которые в большин-стве своем не способны передавать данные со скоростью выше 120 кбит/с. В результате абонент не может смотреть мобильное ТВ без задержек, что довольно некомфортно. И есть опасность, что спустя 2–3 года, когда появятся сети 3G и операторы смогут предложить по-настоящему качественную услугу, ему не захочется пробовать ее еще раз.

– Вы считаете, что мобильное ТВ окажется в числе первых услуг, которые операторы сетей стандарта UMTS предложат своим абонентам?

– Думаю, операторам нужно будет защищать свои инвестиции в новую технологию. А какой другой сервис, как не мобильное ТВ, позволит во всей красе показать абонентам ее возможности? Скорее всего, на его продвижение будут потрачены определенные маркетинговые ресурсы операторов. Ведь, по сути, 3G – это быстрый Интернет и видеоприложения. Хотя утверждать, что сразу после запуска сетей UMTS все их абоненты начнут смотреть ТВ-передачи на дисплее мобильного терминала, я бы не стал. Опыт Европы показывает, что число пользователей этого сервиса растет постепенно. Да, целый ряд европейских операторов сетей 3G предлагают своим абонентам определенный набор каналов мобильного ТВ. Но назвать это повальным увлечением европейских абонентов пока нельзя.

На мой взгляд, в сервисы, с которых оператор начнет предоставлять услуги 3G, логично было бы включить видео по требованию. Если бы совместными усилиями телеканалов и контент-провайдеров удалось создавать архив всех передач, это позволило бы абонентам, во-первых, смотреть те ТВ-передачи, которые им хочется, а во-вторых, делать это в удобное для них время.

– Поговорим о настоящем. Является ли сегодняшнее отношение крупных телеканалов к возможности расширения своей аудитории за счет абонентов сотовой связи фактором, сдерживающим развитие услуг мобильного телевидения в сетях 2,75G?

– Телеканалы в первую очередь интересуются объемом денежных поступлений от услуги. Но при этом для них важно принципиальное расширение своей ауди--тории и своего медиапространства. И время от времени они готовы проявлять PR активность, демонстрируя свою приверженность инновациям.

Но поскольку сегодня услугой мобильного ТВ пользуются всего несколько тысяч человек, много денег на ней не заработать. Кроме того, количество подписчиков, явно несопоставимое с уже имеющейся у них аудиторией, не позволит им заработать и на расширении пространства рекламы. А имиджевый эффект сомнителен, потому что в сетях 2,5–2,75G не обеспечивается качество сервиса. Словом, скептическое отношение ТВ-каналов к проводимым сейчас PR-экспериментам меня не удивляет.

– Но если не мобильное ТВ, то какие видеосервисы востребованы сегодня абонентами и приносят доход операторам?

– Единственный «живой» сегмент – это скачиваемое видео. О том, что он действительно развивается, я сужу по опыту наших совместных проектов с МТС, на WAP-портале которого мы ведем разделы «Киноклуб» и «Видео». Здесь мы представляем продукты для ведущих кинобрендов, таких как Sony Pictures и «Централ Партнершип». Абонент, интересующийся кинофильмом, может в одном пакете приобрести сразу и игру для своего мобильного телефона по его мотивам, и видео – отдельные эпизоды или рекламные ролики, а также всевозможные заставки и картинки.

Кроме входящей в Next Media Group компании Play Mobile, видеоролики на WAPпорталы операторов и на свои собственные сегодня поставляют такие контент-провайдеры, как Playfon, Nikita, i-Free, MMsKa, Infon. Все предлагаемые ими видеосюжеты можно поделить на 5 категорий: эротика, музыкальные клипы, фильмы/мульфильмы, юмор, спорт/экстрим. Средняя цена – $2–3.

– Однако этот сервис пока тоже не стал массовым. Что, на ваш взгляд, могло бы помочь существенно расширить ряды его пользователей?

– Думаю, интерес абонентов к скачиваемому видео можно подогреть, сделав более доступными для пользователей цены на мегабайт данных. Очень помогло бы и разделение доходов оператора от WAP-трафика с контент-провайдерами. Я согласен, что в этом случае доля поставщиков контента должна быть меньше, чем при разделении доходов от других дополнительных услуг, – не 50–70%, а, допустим, 20–30%. Учитывая, что себестоимость услуг на основе передачи данных сравнительно небольшая, такая схема кажется мне вполне разумной.

Кроме того, как показывает опыт Европы, отличной мотивацией к скачиванию видео на свой мобильный телефон может стать включение в работу над созданием видеоконтента самих абонентов. Собирать и представлять на таких известных витринах, как порталы МТС, «МегаФона», региональных операторов User Generated Content, мы начнем в ближайшее время, не дожидаясь появления в России сетей 3G
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!