Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  11 марта 2008

Барселона в ритме Mobile World Congress: cценарии для нового бизнеса

Корпоративное решение Mobile Broadband for Resque Operations предназначено для работы в условиях чрезвычайной ситуации, когда основная сеть выходит из строя.

В этом случае в район стихийного бедствия привозят (на грузовике, велосипеде или вертолете) компактную автономную мобильную базовую станцию, разворачивают за 5 минут соту, включают БС и, например, пожарные могут начинать работать. Технология любая: UMTS, WCDMA, Black Berry… В качестве абонентского устройства используются обычные GSM/CDMA-телефоны – любой можно включать автономно.

Готовый сценарий нового бизнеса

С каждым годом вендоры, в том числе Ericsson, выпускают все больше решений, ориентированных на конечного пользователя. Если раньше подход был такой: производитель оборудования разрабатывает технологию, реализует ее, отдает оператору для внедрения, а тот сам разбирается, что с ней делать, то сегодня он предлагает готовые решения для медиакомпаний, которые могут организовать новый бизнес, например персональное ТВ.

Технологической подложкой для такого нового бизнеса является еще один стандартный коммерческий продукт – Public Safety Security.

В Швеции очень сильно развито социальное вовлечение населения. Допустим, человек едет на машине и видит, как перевернулся автомобиль-цистерна. Он мгновенно делает фото, отсылает его как обычное ММС. Используя информацию на фото, спасательные службы определяют содержимое цистерны, оценивают степень опасности и предпринимают необходимые действия. На это место привозят и разворачивают автономную мобильную базовую станцию, сеть которой будет доступна абоненту любого оператора (остается только прописать права доступа к сети).

Такую мобильную БС (а также новый бизнес!) может развернуть любой оператор, любое госучреждение, любая компания – и совсем не обязательно это будет МЧС.

В отличие от корпоративного решения Mobile Broadband for Resque Operations здесь другая концепция – не профессиональное, а социально направленное вовлечение абсолютно всех в эту историю. Это уже работающая схема вовлечения непрофессиональных пользователей в этот сценарий.

У нас в стране подход иной: мы считаем, что тушить пожар должны пожарные, а спасать людей от наводнения – спасатели. 

Все под контролем

Критичным условием успешного бизнеса является контроль ресурсов предприятия – денежных средств, производственных ресурсов, занятости и местоположения сотрудников. Ericsson предлагает пакет приложений, работающих с учетом данных о местоположении. Он включает такие услуги для индивидуальных пользователей, как поиск по соседству (Local Search), поиск членов семьи (Family Finder), поиск друзей (Friend Finder), обеспечивая пользователям мобильных устройств возможность почти моментально определять местонахождение интересующего их объекта или человека. Управление персоналом – услуга для производственного сектора – позволяет отслеживать перемещения сотрудников, управлять трудовыми ресурсами, а в итоге оптимизировать использование рабочей силы. С его помощью можно управлять переадресацией, роумингом, видеть, кто занят в онлайне, контролировать места доступа и т.д.

Мир у тебя в кармане

Увидеть новые технологии в действии, то, как они преобразуются в услуги для конечных пользователей, можно было на стендах операторов.

На чем может заработать оператор сегодня, когда доходы от трафика данных начинают превышать доходы от SMS?

У компаний Telefonica и NTT DoCoMo есть сервисы, связанные с платежными транзакциями, основанными на технологии NFC, с контролем трафика, состояния дорог, традиционные услуги на базе LBS. NTT DoCoMo интересна нетрадиционными бизнес-моделями своих сервисов – для нас пока необычных. Но то, что мы видим на стенде японского оператора сегодня, вполне возможно, лет через 5 будет у нас.

На MWC Telefonica не выставила всю свою линейку продукции – оператору важно было показать, что его развитие идет в сторону мобильного ТВ. Сегодня уже всем ясно, что есть несколько разных типов цифрового ТВ: старый добрый бродкаст, пользовательская ниша которого будет поджиматься, уступая место персонализированному ТВ, интерактивному ТВ, video-on-demand. Операторы стараются понять, как с этим жить. Возможно, им пригодится опыт Telefonica?

В рамках услуги мобильного ТВ (здесь провайдером end-to-end-решения выступает Ericsson – вендор занимается агрегацией, делает пользовательский интерфейс) Telefonica представляет новую концепцию такого сервиса – возможность размещать ненавязчивую рекламу: можно остановить какой-то кадр, чтобы рассмотреть в деталях какую-то вещь, получить информацию о ее потребительских характеристиках, в частности цене, имеющихся в наличии размерах и цвете и т.д. – и заказать ее (решение пока тестируется, но выглядит все очень симпатично: захочешь расстаться с деньгами хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как это работает!).

Telefonica понимает, что если она как оператор не займется рекламой, кто-то другой возьмет рекламные деньги.

И Telefonica, и NTT DoCoMo предлагают очень много услуг, где коммерческая ценность не главное. Операторы говорят: мы уже достаточно зарабатываем на наших абонентах и придумаем, как заработать ещё – только бы они не ушли к конкурентам. И для Telefonica, которая работает на нескольких высококонкурентных рынках, это естественный ход размышлений, и для NTT DoCoMo, лидера на своем рынке, это тоже главное. Хотя, может быть, благодаря пониманию того, что лояльность – это краеугольный камень бизнеса, они и являются лидером.

В 2006 г. CNN International запустила видеосервис новостей iReport, ролики для которого снимают сами пользователи. В течение первого года работы сервиса пользователи из 189 стран добавили 50 тыс. сюжетов. Российским телеканалам это тоже интересно, поскольку физически невозможно иметь корреспондентов везде: подобный интерактивный проект «Вести. Мобильный репортер» реализовала ВГТРК: любой абонент сотовой связи может прислать на телеканал свой видеосюжет или фоторепортаж, снятый на месте событий. Самые интересные публикуются на сайте «Вести.Ru», а также выходят в эфир на информационных программах.

Сегодня это тренд. Любительское видео, конечно, не заменит профессиональные репортажи, это разные ниши, они дополняют друг друга.

Такова ситуация с телевидением: традиционные способы производства телеконтента дополняет User Generated Content. Ведь в сутках, как их ни растягивай, остается 24 часа, и что-то приходится делать параллельно.

Барселона в ритме Mobile World Congress:
Часть 1. «Всеобщая мобилизация»
Часть 2. LTE, HSPA и Femtocell «вживую»
Часть 4. Мобильный телефон как платежное средство

Читайте также о MWC:
SITRONICS обновил стратегию
MWC: куда движется мобильный рынок
"Лаборатория Касперского": "Мы на шаг впереди"
CyberPlat – система массового обслуживания
Amdocs: «Превращать время разговора в деньги»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!