Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Кто ответит за контент?

14 октября 2010

Google, Mail.Ru, ВКонтакте, объединенная компания «Афиши» и Rambler и Яндекс опубликовали обращение к правообладателям и российским законодательным органам об ответственности за пользовательский контент.

В открытом доступе на сайтах Mail.ru, Google. Rambler и Яндекс сегодня было размещено обращение российских интернет-компаний к законодательным органам и обладателям авторских прав. Причиной обращения послужило несовершенство российского законодательства, в котором не прописана ответственность сторон за размещаемый пользователями контент, в т.ч. пиратский. Последнее, в свою очередь, порождает, с одной стороны, такие нерыночные методы борьбы как изъятие серверов, а с другой, - весьма странные законопроекты (как, например, недавнее предложение обязать операторов делать отчисления в пользу правообладателей). Все это порождено и существующими законами, принятыми до столь активного распространения Интернета и тем более широкополосного доступа для частных пользователей, и явным нежеланием каким-то образом решать эту проблему.

«Современное российское законодательство не содержит системного описания, кто и при каких условиях должен нести ответственность за нарушение прав правообладателей при размещении контрафактных объектов интеллектуальной собственности с использованием сервисов интернет-компаний. В Европе, США и других странах вопрос об ограничении ответственности информационных посредников в таких ситуациях был законодательно решен еще более десяти лет назад.

К сожалению, в России в последнее время правообладатели все чаще предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает или распространяет незаконный контент, а интернет-компании. При этом игнорируется очевидный факт: компании, которые предоставляют свои сервисы миллионам пользователей, не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, чтобы отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность», - говорится в Обращении.

Напомним, что в настоящее время каждая интернет-компания дает пользователю возможность обмениваться информацией с другими пользователями или хранить данные на серверах интернет-компаний при условии принятия пользовательского соглашения, в котором прописан заперт на создание и размещение пиратского контента. Но очевидно, что следить за активностью каждого пользователя возможным не представляется. Таким образом, вопрос о размещении или неразмещении пиратского контента целиком находится в зоне ответственности пользователя. Также очевидно, что многие пользователи (кто с умыслом, а кто и просто от души или по недомыслию) нелегальный контент все же размещают. Дальше схема действий обычно предполагает следующее: в том случае, если интернет-компания получает жалобу от правообладателей или компетентных органов (жалоба должна быть обоснованная и иметь указание на конкретный материал) интернет-компания временно блокирует доступ к контенту. Далее либо пользователя уведомляют о полученной претензии (он может ее оспорить, прислав встречное уведомлении и «рассекретив» себя – в этом случае отношения между пользователем и правообладателем могут решаться через суд), либо, если принято решение не уведомлять пользователя или он не подал встречное уведомление, контент остается заблокированным или удаляется. Казалось бы – все предельно понятно и по существу верно. Однако все чаще возникающие конфликты на почве размещения пиратского контента и ответственности за него показывают, что понятно не все. Или не всем. В самом деле, логику правообладателей тоже можно понять: одно дело искать какого-то NoName, разместившего клип или фильм в сети или фалообменнике, а другое дело – прийти по известному адресу к известной компании и предъявить ей материальные претензии на круглую сумму. Вот только вряд ли эта компания согласится вот так взять и расплатиться по столь неоднозначным счетам. А главное, пиратов от такой практики станет не меньше – платят-то за них другие.

По мнению подписавших Обращение интернет-компаний, рациональным шагом было бы использовать существующие механизмы реагирования на нарушения авторских прав. Тем более что аналогичные механизмы используются во всем мире и уже доказали свою эффективность. Также компании отмечают о своей готовности « к конструктивному диалогу по усовершенствованию этих механизмов».

«Мы обращаемся к российским законодательным органам с предложением как можно скорее на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете, в частности, закрепив сложившуюся практику по применению вышеописанной процедуры реагирования на жалобы как критерий применения ответственности. При принятии законодательных мер и в правоприменительной практике мы заявляем о необходимости соблюдения баланса прав всех заинтересованных лиц: пользователей, правообладателей и операторов интернет-услуг», - говорится в Обращении.

Екатерина Шлык

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.