Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2012
Мария КАМЕННОВА  11 декабря 2012

Мария КАМЕННОВА. В согласии с собой

Такая потребность всегда определяла линию поведения Марии КАМЕННОВОЙ, гендиректора компании «Логика бизнеса 2.0», на поворотах ее личной и профессиональной истории, вплетенной в судьбу российской ИТ-отрасли и в глобальный контекст.

Детство под шуршание страниц

Я москвичка в пятом поколении, родилась в доме на Софийской набережной, где сейчас находится «Роснефть», и будучи единственным ребенком, тем не менее выросла в большой семье. У моей прабабушки было пятеро детей, так что у меня было много дедушек и бабушек. Мои родные дедушка и бабушка стояли у истоков отечественной аэрокосмической отрасли, в 1935 г. они переехали в строившийся тогда Жуковский и поселились на улице Жуковского в доме №1. Бабушка была бессменным секретарем начальника ЦАГИ, а дедушка – известным ученым, профессором факультета аэродинамики летательных аппаратов Физтеха.

Сколько себя помню, дедушка все время работал, после обеда спешил к письменному столу со словами: «Пойду пошуршу страницами». Неудивительно, что в таком инженерно-научном окружении я выросла техническим человеком, хотя моими любимыми предметами в школе были русский язык и литература. Эту любовь мне привила наша замечательная учительница Нелли Викторовна Дрозловская, которую мы, ее ученики, просто обожали и которая дала мне в жизни очень многое – образец порядочности и интеллигентности.

На примере деда я видела все плюсы занятия научной и преподавательской деятельностью. Быть профессором, заведовать кафедрой в университете казалось мне вершиной карьеры. В этом направлении я и старалась развиваться, выбрав

Поле вычислительной математики и кибернетики

В начале 70-х это была новая специальность, осваивать которую было интересно. МИЭМ, куда я пошла учиться, отличался некоей клубностью: у этого института не было общежития, и учились в нем только москвичи, в основном из числа тех, кого в те годы по определенным причинам не брали на мехмат.

По распределению я попала в Институт электронных управляющих машин (ИНЭУМ), в подразделение, которое занималось созданием системного программного обеспечения для СМ-3 и CM-4 (компьютеры класса PDP). Его руководитель Валентин Петрович Семик сумел создать из более чем сотни амбициозных людей не склочный, а креативный коллектив. Позднее, став руководителем, в сложных ситуациях я всегда спрашивала себя: а что бы в этом случае сделал Валентин Петрович?

Еще на пятом курсе я познакомилась со своим будущим мужем, через два года появился на свет сын. Заботы о нем отвлекли меня от занятий наукой. Ясли, болезни, сад – я столкнулась с теми же проблемами, что и все молодые мамы того времени. Однако через три года все стабилизировалось, и я поступила в очную аспирантуру. А вот растить дочь было легче: спасибо маме, мне не пришлось оставлять работу. Только с защитой диссертации немного задержалась.

В 1983 г. был создан Институт проблем информатики АН СССР, куда были переведены несколько подразделений ИНЭУМ, включая наше. Восьмидесятые остались в памяти оживленными контактами, как российскими, так и зарубежными: у ИПИ были связи со всеми ведущими институтами соцстран – ГДР, Чехословакии, Болгарии. Кроме того, поскольку моя кандидатская диссертация была посвящена сетям Петри, я стала активным членом созданного этим немецким ученым научного сообщества. Академия наук помогала мне поддерживать контакты – отправляла на конференции, стажировки. Во время одной из таких поездок в США в 1990 г. я и услышала

Завораживающее слово

Термин «бизнес-процесс» произнесли специалисты компании Meta-Software, где я проходила стажировку. Компания занималась разработкой алгоритмов для моделирования сложных бизнес-систем на базе сетей Петри. В их продуктах я увидела очень интересный инструментарий для анализа бизнеса, о возможности использования которого в России начала 90-х никто не догадывался.

В 1992 г. я основала компанию «МетаТехнология». Идеологическим ее базисом были понятия «бизнес-процесс», «процессное управление» плюс активное использование специализированного инструментария MetaSoftware для описания, анализа и совершенствования бизнес-про-цессов. Так я и вышла

В свободное плавание

Единственным моим финансовым вложением в развитие бизнеса стала сумма в $1000, которую я заняла у словацкого приятеля, чтобы заплатить за два месяца аренды двух квартир на Мытной улице под офис. Одним из моих первых клиентов (чем я очень горжусь) стал известный бизнес-консультант Игорь Альтшулер, который в то время вел проект оптимизации процессов для «Нижегородской ярмарки». Потом появились другие серьезные заказчики.

К 1995 г. нас было уже человек 20–25, а наш портфель дополнился найденной мной одной из первых систем класса workflow компании Staff-ware и решением компании Excalibur класса document management и одновременно search based applications. А год спустя состоялась

Судьбоносная встреча

Ко мне обратились из компании IDS Scheer, предложив познакомиться с разработанной ими методологией ARIS. Я была приятно удивлена, найдя в ARIS полный набор различных моделей, методов и средств, который я сама на выставках и конференциях собирала «по кусочкам». В 1997 г. съездила в Германию, подружилась с профессором Шером, и мы стали партнерами.

В 1998 г. «МетаТехнология» объединилась с компанией «Весть», а в 2001 г. на основе консалтингового подразделения «Весть-Мета-Технологии» была создана «Логика бизнеса», ориентированная на решения IDS Scheer и методологию ARIS. В том, что ARIS сегодня стандарт в области управления бизнес-процессами для серьезных российских компаний, есть и наши заслуги.

В 2005 г. мы стали частью IDS Scheer, я заняла пост гендиректора IDS Scheer Россия и страны СНГ. Перед началом кризиса 2008–2009 гг. мне довелось год поработать на уровне управления европейским бизнесом компании. Каждый понедельник я ехала в Домодедово, садилась на самолет, чтобы лететь в Мюнхен, Прагу или Варшаву... Сейчас я понимаю, что годы работы в IDS Scheer были фантастическим временем, которое дало мне очень многое как с профессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения.

В 2009 г. меня попросили вернуться в Россию к руководству представительством, а вскоре после покупки IDS Scheer компанией Software AG я решила сделать шаг по принципу: «Мы не уходим, мы идем вперед» – и приняла предложение Тагира Яппарова возглавить создающуюся компанию в области ECM + BPM. Для меня это новая область приложения усилий.

Блиц. П р о ц е с с н ы й   п о д х о д

– Процессный подход в личной и профессиональной жизни вы применяете?

– Когда моя младшая дочь была малышкой (в середине 90-х в моей семейной жизни произошла некая смена декораций, после которой появился на свет третий ребенок), я объяснила ей слово «бизнес-процесс» так: чтобы получить результат – цветок в горшке, – нужно купить горшок, землю, посадить цветок. Потом на мои вопросы о причинах ее проступков она мне отвечала: «Мама, я не смогла выполнить этот бизнес-процесс потому-то и потому-то».

В личной жизни бизнес-процессы не очень длинные, так что мы на эту тему редко задумываемся, а вот в профессиональной каждое обсуждение с сотрудниками того, что нового мы хотим сделать, я начинаю с изменений в карте бизнес-процессов.

– А что для вас важней – процесс или результат?

– Однозначно результат. Занимаясь процессами, я все время стараюсь создать «машину для получения результата», организационную ли, информационную. Результат можно получить однократно – напряжением всех сил, но чаще в бизнесе нужно его стабильное повторение, а для этого требуется отстраивать «механизмы» и «машины». Этой отстройкой я сейчас и занимаюсь, чтобы компания работала красиво и эффективно. Хотя в рамках некоторых процессов я себя чувствую очень комфортно, и хотелось бы, чтобы они длились бесконечно.

– Как удается все успевать?

– Я фокусируюсь на главном, на самых-самых приоритетных задачах и довожу их до конца – до того момента, когда могу делегировать действия и принятие решений по ним своим сотрудникам, а дальше берусь за следующие. При этом для меня важно доводить все до конца, иначе я не могу спокойно жить.

– Что для вас – успех в жизни?

– Иметь внутреннее согласие с собой («покой и волю»), заниматься тем, чем хочешь и что интересно, получать за это достойное вознаграждение и признание коллег, детей. По словам знакомого психолога, пример такого человека перед глазами, особенно родителя, – для ребенка лучшая школа.

У меня большая семья – трое детей, жалко, что не больше. Сын и старшая дочь живут отдельно, у сына тоже трое детей. Младшей дочери 15, она живет с нами, учится в знаменитом Лицее информационных технологий. Мы часто собираемся вместе, и наши семейные ужины, посиделки, поездки, концерты старшей дочери имеют для меня колоссальное значение. Слава Богу, что это есть, и всякий раз я молюсь, чтобы все так и продолжалось.

Записала Александра КРЫЛОВА  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!