Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2005
И. Н. ЗАДИРАКО  01 декабря 2005

ИКТ для государства. Государство для ИКТ

Повышенное внимание к развитию проектов технопарков представляется мало обоснованным с точки зрения государственных интересов. Технопарки в России были и раньше, но это не привело и не могло привести к быстрому возникновению крупных российских ИТ-компаний, способных конкурировать с транснациональными гигантами. А именно такая цель – выход на внешние рынки – стоит сегодня перед российским ИТ-бизнесом, и одним из механизмов ее реализации обозначаются технопарки.

Создание ИТ-технопарков может осуществляться в рамках работ по организации технико-внедренческих ОЭЗ, предусмотренных законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005. Однако физическая концентрация в одном месте значительных интеллектуальных ресурсов еще не гарантирует притока в нашу страну заказов на разработку ПО. Вновь создаваемые структуры, без наработанной деловой репутации, без опыта работы на рынке, вряд ли смогут сразу привлечь серьезных зарубежных заказчиков.

Но какой бы механизм поддержки российского ИКТ-бизнеса ни был избран – технопарки или ОЭЗ, результаты могут появиться лишь тогда, когда будет не только поддержано предложение, но и сформирован соответствующий спрос на услуги ИКТ-сектора.

Баланс в цепочке спрос-предложение

На высокотехнологичных рынках спрос преимущественно следует за предложением, предложение, как правило, опережает самые смелые фантазии потребителя. Но когда разрыв становится чрезмерным, бизнес теряет стимул к развитию продуктов и услуг, не имеющих спроса в экономически выгодных объемах.

Создание информационного общества зависит не только от того, что государство и бизнес смогут предоставить гражданину, но и от того, что отдельный индивидуум в состоянии воспринять в силу развитости знаний, навыков и умений. В обществе должен быть сформирован спрос на предложение государством электронных услуг. И сколько бы средств ни вкладывало государство в развитие инфокоммуникационной инфраструктуры, эти инвестиции бесполезны, так как уровень информационной культуры граждан пока невысок и не обеспечивает адекватный спрос.

Воспитать потребителя

Информационная культура гражданина должна стать отправной точкой для любой концепции в области развития ИКТ – так же как платежеспособный спрос лежит в основе любого анализа и прогноза развития рынка. Однако уровень информационной культуры (как и культуры в целом!) в российском обществе очевидно недостаточен, низка степень ее внедрения в управленческие процессы органов госвласти. Для системного воспитания информационной культуры должны быть определены понятия «информационная грамотность», ее объемы для различных образовательных уровней, перечни знаний и навыков, обеспечивающих готовность гражданина к жизни в информационном обществе. В результате будут выработаны стандарты информационной грамотности – как часть образовательных стандартов. При создании электронного государства они должны корреспондироваться со стандартами и типовыми решениями в области внедрения ИКТ в отдельные управленческие процессы. Сейчас действует пока единственная площадка для общественного обсуждения стандартов в этой сфере – Институт архитектуры электронного государства Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

И коль скоро мы говорим о рынке, нельзя обойти вниманием рекламу. Необходимо развернуть широкую кампанию по обучению граждан навыкам жизни в информационном обществе, по рекламному сопровождению создаваемых возможностей электронного государства для общества и бизнеса.

Сегодня согласованноймодели построения информационного общества в России нет. Однако простой российский гражданин живет в муниципалитете, общается с чиновниками региональных властных структур, иногда с представителями федеральной власти. Подавляющее большинство государственных и муниципальных служащих, которые и должны создавать элементы информационного общества для человека, слабо представляют, что такое информационное общество, электронное государство, электронная демократия. Что касается национального правового поля, то у нас не только не хватает нормативных и законодательных актов, регламентирующих использование ИКТ в различных сферах, но и в уже действующем законодательстве огромное число нестыковок, противоречий в регулировании информационных отношений. В сфере же административных преобразований (стык административной реформы и «Электронной России») нет ни комплексных законодательных актов, ни простейших инструкций и рекомендаций, нет подготовленных к их использованию людей.

В ведущих странах мира действуют комплексные надведомственные программы построения информационного общества. В России начало процессу построения информационного общества задала ФЦП «Электронная Россия».

Не переоценивать роль ИКТ

Говоря о движении к информационному обществу, нельзя утверждать, что «чем больше ИКТ, тем лучше». При решении основной задачи – обеспечение экономического роста – роль ИКТ подчиненная, подсобная. В России это осознание пока не наступило. При всей опасности переоценки роли ИКТ, якобы дающих простые решения человеческих проблем, Россия еще находится на стадии первоначального насыщения рынка и общества, бизнеса и домашних хозяйств благами информатизации. Рынок еще предстоит вырастить, а спрос заказчика – сформировать.

В то же время, судя по тому, какой спрос предъявляют сегодня на услуги ИКТ органы власти, можно сказать, что рынок постепенно переходит к наполнению прикладными решениями. В этом направлении есть позитивные тенденции на пути движения к информационному обществу:
  • в госсекторе, одном из ключевых потребителей услуг ИКТ, затраты на информатизацию достигают, по некоторым оценкам, $1000 на человека в год, что выводит на первый план проблему более результативного использования ИКТ для повышения уровня прозрачности, оперативности и подотчетности власти гражданам;
  • технологические предпосылки к росту проникновения Интернета созданы, и эти возможности постоянно расширяются (хотя цена доступа по-прежнему остается очень высокой по сравнению со средними доходами основной массы населения). Наиболее актуальная задача – формирование электронных информационных ресурсов социально значимого профиля и обучение граждан навыкам использования ИКТ, в том числе при взаимодействии с государством.
На пути внедрения ИКТ в процесс управления социально-экономическим развитием в России есть:

стимулы:
  • Нарастание интереса к внедрению ИКТ на уровне органов госвласти субъектов РФ и муниципальном уровне, причем преимущественно за счет собственных бюджетов. Так, соглашения с Минэкономразвития России о взаимодействии в этой области подписали около 70 субъектов РФ, ряд регионов ведут эти работы самостоятельно.
  • Наличие опыта интенсивной информатизации крупных бизнес-структур и федеральных органов власти. Это хороший пример для подражания, поддержание своего рода «моды на информатизацию».
  • Обеспеченность квалифицированными специалистами в области ИКТ, востребованными и на международном рынке труда.
  • Появление типовых решений и стандартов для реализации отдельных управленческих задач с использованием ИКТ; открытое размещение в Интернете результатов работ, выполненных в рамках ФЦП «Электронная Россия» по линии Минэкономразвития России, для их тиражирования
и барьеры:
  • Отсутствие национальной стратегии построенияинформационного общества, руководящих материалов для органов власти субъектов РФ и муниципального уровня, которые внедряют ИКТ на свой страх и риск.
  • Межведомственная рассогласованность нескольких заказчиков и бюджетополучателей, отсутствие надведомственного органа, формирующего и контролирующего единую государственную политику в области внедрения ИКТ в процесс управления экономическим ростом; дублирование бюджетных расходов на выработку решений, которые уже существуют.
  • Слабая сопряженность усилий по внедрению ИКТ с административной реформой. Это ведет к девальвации идеи информатизации: ИКТ, наложенные на прежние управленческие процессы без их предварительного реинжиниринга, не только не дают эффекта, но порой усложняют взаимодействие граждан и бизнеса с властью.
  • Отсутствие электронных информационных ресурсов и услуг, предоставляемых органами власти в электронном виде гражданам и бизнесу.


Документы, определяющие основные принципы построения информационного общества:
  • «Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием», ЮНЕСКО, 2004 г.
  • «Декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе», принятая государствами-членами СЕ в мае 2005 г.
  • Документы Всемирного саммита по проблемам информационного общества, Тунисская, сессия которого прошла в ноябре 2005 г.
Программы построения информационного общества:
  • Лиссабонская стратегия 2002 г. (для стран Европы)
  • План действий «eEurope 2005»
  • Стратегия ЕС «i2010»
  • Национальные стратегии развития (D21 в Германии).


***


Структуру российского ИКТ- рынка нельзя считать оптимальной:
  • Продолжает увеличиваться разрыв между показателями развития ИКТ-рынка в бедных и богатых регионах.
  • В структуре оборота в отрасли ИКТ сектор ИТ все еще серьезно отстает от других, а внутри этого сектора чрезвычайно низки затраты на создание информационных ресурсов и услуг, обучение и переподготовку персонала.
  • Рост оборота в отрасли ИКТ во многом обеспечен экстенсивными факторами (увеличение протяженности сетей связи, телефонизация отдаленных населенных пунктов и пр.); количественный рост рынка не всегда сопровождается улучшением качества услуг, переходом на новые, более дешевые технологии.
***


Азбучные истины экономики знаний

Россия выбирает путь построения информационного общества, «...в котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства. В таком обществе, основанном на экономике знаний, значительная часть валового национального продукта создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки информации».

Министр ИТ и связи РФ Л.Д. Рейман

***


P.S. Два вопроса к автору

– «ИКС»: Можно ли рассматривать МЭРТ как полигон для решений, которые отрабатываются в рамках «Электронной России»?

И.Н. Задирако: Весьма результативны наши усилия по обеспечению доступа к информации о деятельности Минэкономразвития через сайт www.economy.gov.ru. Там много полнотекстовых документов, оперативной, справочной информации. Рискну заявить, что из сайтов федеральных органов власти он один из лучших. Здесь организован доступ к результатам работ по проектам «Электронной России» – тем самым реализуется идея прозрачности. Система электронного документооборота, доведенная до каждого рабочего места, позволяет вести коллективную работу с документами. Сейчас мы создаем Федеральный портал госзакупок (http://pgz.economy.gov.ru): это предусмотрено новым законом о закупках для госнужд, вступающим в силу с 1 января 2006 г.

Есть и неудачи: попытка ввести электронные административные регламенты, даже такие простейшие, как оформление командировок и отпусков, пока не увенчалась успехом из-за отсутствия закона об ЭЦП.

«ИКС»: Какой регион вы могли бы назвать моделью для формирования условий развития национальной информационной экономики?

И.Н. Задирако: ИКТ для управления социальноэкономическим развитием активно используются не только богатыми донорами (Москва, С.-Петербург, ЯНАО, ХМАО, Самарская область и др.), но и в тех регионах, где, несмотря на скромное финансирование ИКТ-проектов, высока доля работников умственного труда, где не разрушена интеллектуальная среда, обеспечивающая возможность для инновационного развития: Томская, Калужская, Нижегородская, Смоленская области. Динамично и последовательно решают задачу создания на своей территории фрагмента электронного государства ХМАО, Татарстан, Мордовия, Чувашия.

Есть еще одна группа, на которую хочется обратить внимание: Бурятия, Алтай, Калмыкия, Чеченская Республика. Здесь ни бюджет, ни человеческий капитал не дают оснований для высоких оценок готовности к информационному обществу. Для них использование ИКТ – надежда на завтрашнее возрождение и интенсивный экономический рост.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!