Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2006
Станислав ЖУРАВЛЕВ  Е.А. АРТЮХОВА  Г.В. БОРИСОВА  01 января 2006

Подходы к нумерации новых услуг связи за рубежом

Услуги SIP-телефонии: DEF или ABC?

Одной из привлекательных сторон услуг SIP-телефонии является выделение абоненту номера из национального плана нумерации сети связи общего пользования. С учетом того, что номер закрепляется не за абонентским комплектом на станции коммутации, а за мобильным телефоном, пользователь имеет возможность свободно перемещаться с ним не только в пределах зоны нумерации, но даже разъезжать по странам мира. В этом случае SIP телефония становится альтернативой услугам междугородной и международной связи. Тем самым нарушается принцип привязки номера к определенной географической территории. Поэтому регулирующие органы разных стран мира пытаются привести в соответствие рыночные реалии и существующие законодательства.

Существуют два основных подхода к нумерации услуг SIP-телефонии:
  • европейский, когда для доступа к этим услугам выделяется негеографический код нумерации (табл. 1);
  • американский, который относит услуги SIP-телефонии к категории информационных, не являющихся объектом регулирования
Европейский подход (к которому присоединилась и Япония) уже сегодня рассматривается как временный шаг. Регулирующие органы разных стран сходятся во мнении, что доступ к услугам SIP-телефонии должен осуществляться по кодам ABC. Это позволит:
  • сохранять абонентам телефонные номера при смене оператора на поставщика услуг SIP-телефонии (услуга LNP);
  • не отпугивать абонентов традиционной телефонной связи непривычным номером, ассоциирующимся обычно с мобильной связью или услугами PRS, имеющими бо’льшую стоимость по сравнению с обычными телефонными услугами;
  • создать равные рыночные условия для операторов и поставщиков услуг SIP-телефонии;
  • следовать принципу независимости услуг телефонной связи от технологии их предоставления (что не обеспечивается, когда для услуг SIP-телефонии выделяется отдельный код DEF).
Критерии географического номера определены в директиве Евросоюза «Universal Service Directive» (Directive 2002/22/EC of the European Parliament and of the Council, 7 March 2002). В июне 2004 г., по заказу Евросоюза, организация CEPT разработала документ «Numbering for VoIP Services», где предлагаются несколько вариантов изменения директивы «Universal Service Directive» в части определения кодов географической нумерации.

В первом варианте предложено исключить понятие фиксированного местоположения (fixed location), в котором оказываются услуги связи. Это позволит переносить телефонный номер в пределах зоны нумерации и подготовить сеть к внедрению услуг Wi-Fi-телефонии.

Второй вариант предусматривает возможность переноса номера в коде ABC по территории всей страны, сопоставляя его с почтовым адресом (street address). Однако для этого необходимо определить формат почтового адреса, организовать централизованную базу адресов и возложить на поставщиков услуг обязанность актуализировать базу данных и контролировать своевременное предоставление абонентами информации об адресных изменениях.

Третий вариант исключает из критериев любое упоминание о географической привязке номера к местоположению точки оказания услуги. Тем самым код ABC фактически приравнивается к DEF. Сторонники метода заявляют, что принцип привязки номера к местоположению был обусловлен необходимостью формирования тарифов в зависимости от дальности вызова. Сохранять такой принцип в современных условиях представляется им нецелесообразным.

В США услуги SIP-телефонии пока отнесены к категории информационных, т.е. нерегулируемых. Доступ к таким услугам, в принципе, может осуществляться по номерам из национального плана нумерации, например к услугам с добавленной стоимостью VAS – Value Added Services*. Однако в соответствии с нормативными документами номера доступа к информационным услугам выделяются оператору, который затем распределяет их между поставщиками услуг, в том числе услуг SIP-телефонии. Поскольку номера остаются в ведении оператора, он может их в любой момент изъять, например при нарушении условий договора на присоединение. Это вызывает недовольство поставщиков услуг SIP-телефонии, которые при этом лишаются возможности гарантировать своим абонентам неизменность телефонного номера.

В 2004 г. американские поставщики услуг SIP-телефонии обратились в Корпорацию Интернет по регистрации имен и нумерации (ICANN – Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) с просьбой выделить им домен .tel для создания системы ENUM, в рамках которой они могли бы самостоятельно управлять ресурсом нумерации, например перераспределять номера между собой. Однако ICANN, по согласованию с МСЭ-Т, отказала в этой просьбе, мотивировав недопустимостью существования двух параллельных систем нумерации, решающих одинаковые задачи, но управляемых разными организациями.

Таким образом, вопрос нумерации услуг SIP-телефонии в США до конца не решен. В то же время некоторые поставщики услуг SIP-телефонии (преимущественно операторы связи) имеют право получать ресурс нумерации не у операторов, а непосредственно у NANPA (North American Numbering Plan Administration – администрация плана нумерации Северной Америки). При этом Федеральная комиссия по связи (FCC) заявляет, что такая возможность появится у всех поставщиков услуг SIP-телефонии после разработки нормативной базы, регламентирующей их деятельность.

Услуги PRS: кодируем доступ – определяем стоимость

Наиболее важной особенностью рынка услуг PRS является тот факт, что нумерация начинает использоваться для решения нехарактерных задач – ограничения доступа несовершеннолетних лиц к услугам, предназначенным для взрослых, информирования пользователей о тарифах и т.д.

Услуги PRS могут оказываться по кодам доступа, выделяемым из национального плана нумерации телефонной сети, или по коротким номерам.

За рубежом коды доступа к услугам PRS разделяются по назначению:
  • специальные коды доступа к услугам для взрослых;
  • коды бесплатного доступа к справочной информации;
  • коды доступа к услуге, позволяющие пользователям соотносить услугу с конкретной стоимостью;
  • коды доступа к услуге, не соотносимые с конкретной стоимостью услуги.
Специальные коды позволяют блокировать доступ несовершеннолетних к услугам, предназначенным для взрослых. Для разблокирования пользователь должен предъявить оператору связи документ, удостоверяющий его личность и возраст, а кроме того, подать письменное заявление об открытии доступа к этим услугам. В некоторых странах оператор не блокирует доступ по умолчанию, а при попытке воспользоваться кодом запрашивает у клиента PIN-код, который тот получает при заключении договора об оказании услуг.

Для получения пользователем информации, например о тарифах на услуги PRS или о проведении конкурса, ему выделяется код доступа, позволяющий получить запрашиваемую информацию бесплатно.

Коды доступа, соотносимые с конкретной стоимостью услуг, выделяются для унифицированной тарификации на территории всей страны. Под кодом доступа понимаются не только коды АВС и DEF, но и более длинные, состоящие из 4–5 цифр. Первые три цифры у них – это тот же код АВС или DEF (они используются для маршрутизации вызова), а четвертая и пятая цифры введены для определения, например, тарифа или категории услуг. То есть по номеру услуги PRS пользователь может определить либо ее точную стоимость, либо некий ценовой диапазон. Такой метод информирования абонентов о тарифах на услуги PRS принят также в Великобритании, Ирландии, Италии и др. (В табл. 2 показан пример соответствия кодов доступа и тарифов на услуги, утвержденных регулирующим органом Ирландии.) Если вызывается услуга, владелец которой назначил тариф, отличный от унифицированного, пользователь перед оказанием услуги должен быть предупрежден о разнице в цене.

Поскольку нумерация услуг PRS (помимо предоставления доступа к ним) используется для информирования абонента о тарифах, видах услуг и свидетельствует о правилах тарификации вызова услуг телефонной связи, отличных от базовых, ее следует унифицировать. В этих целях МСЭ-Т предложил код доступа 9хх. Однако в силу ряда причин страны пользуются для нумерации услуг PRS различными кодами (табл. 3). Для обеспечения международного роуминга поднят вопрос унификации кодов доступа для разных стран. Однако конкретные решения пока не предложены.

Короткие коды: хаос или контроль?

Под короткими кодами доступа понимаются произвольные номера, не соответствующие формату E.164, обычно состоящие из 4–5 цифр и использующиеся для доступа к услугам PRS. До недавнего времени операторы самостоятельно назначали короткие номера поставщикам услуг. Однако отсутствие контроля над распределением ресурсов короткой нумерации стало причиной возникновения ряда проблем:
  • невозможность унифицированного доступа к услугам (поставщик услуг получает для своей услуги от каждого оператора разные номера);
  • увеличение затрат поставщиков услуг при внедрении услуги на сетях нескольких операторов (поставщик услуг вынужден работать индивидуально с каждым оператором и оплачивать выделение номера каждому из них);
  • нарушение правил конкуренции на рынке услуг (самостоятельно распределяя короткие номера между поставщиками услуг, оператор может зарезервировать наиболее привлекательные ресурсы – «красивые» номера – или, напротив, ограничить назначение номерных ресурсов конкурирующим поставщикам услуг
В результате стали использоваться различные механизмы координации распределения коротких кодов, которые можно сгруппировать следующим образом: короткие номера выделяются поставщикам услуг организацией, представляющей интересы операторов, либо организацией, независимой от операторов.

Первый подход применяется в США. Там распределением коротких номеров занимается Ассоциация сотовой связи и Интернета (Cellular Telecommunications & Internet Association). При ней организована Администрация коротких номеров (Common Short Code Administration), в распоряжении которой находится общая база доступных, зарезервированных и зарегистрированных коротких номеров. Однако при таком подходе возникают сложности при взаимодействии с сетями операторов, не входящих в состав этой организации.

В Европе распределение коротких номеров в настоящее время не подлежит регулированию. В дальнейшем данную функцию планируется возложить на национальные регулирующие органы, тогда абонент сможет из любой сети получать доступ к услуге по короткому номеру, выделенному поставщику этой услуги. Однако регулирование выделения коротких номеров на государственном уровне не позволяет решить проблему международного роуминга услуг PRS. Поэтому операторы и независимые аналитики уже пришли к выводу о целесообразности решения задачи на международном уровне.

***


Рассмотренные подходы к нумерации услуг возникли не вдруг, а стали следствием длительных процессов формирования и развития рынков новых услуг. Совпадение подходов к проблеме в разных странах свидетельствует о том, что развитие рынков новых услуг связи осуществляется по сходным путям, зависящим от особенностей рынков новых услуг или мышления абонентов. Предпринимаемые сегодня за рубежом шаги направлены на гармонизацию подходов, необходимых для достижения конечной цели, – обеспечения международного роуминга услуг и глобальной подвижности абонента.

Услугами SIP-телефонии называют предоставляемые в сетях передачи данных услуги голосовой связи, сценарий которых аналогичен сценарию базовой услуги телефонной связи. Абонент использует телефонный аппарат, подключаемый к сети высокоскоростного доступа по протоколам Ethernet. Вызов между абонентами обычно маршрутизируется через сеть Интернет. Управление коммутацией вызовов осуществляется посредством оборудования Softswitch. Доступ в телефонную сеть общего пользования обеспечивается через шлюзы MG (подробно об услугах SIP-телефонии см. «ИКС» № 2, 3, 7–9’2005).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!