Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2007
Галина БОЛЬШОВА  21 декабря 2007

Письма из провинции, или О школьном Интернете из неофициальных источников

"Несмотря на сжатые сроки и огромный объем работ, Мининформсвязи России удалось подключить к сети Интернет почти все школы страны (95%) к 1 сентября..." (из пресс-релиза, опубликованного на официальном сайте Мининформсвязи от 27 августа 2007 г.). О ходе выполнения многочисленных реформ и федеральных программ я узнаю не из победных реляций или телерепортажей - я наблюдаю эти процессы воочию. Скажу откровенно: «картинки» не совпадают разительно.

«В настоящий момент в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который курирует первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, Мининформсвязи России подключило более 50 тыс. (95%) школ к сети Интернет.

В рамках нацпроекта подключается 52 752 школы из 89 областей нашей страны. Несмотря на сжатые сроки и огромный объем работ, Мининформсвязи России удалось подключить почти все школы страны к 1 сентября. 50 072 школы по состоянию на 11.00 27.08.2007 уже имеют выход в Глобальную сеть. Доступом к сети Интернет полностью обеспечены школы из 39 областей нашей страны, в отдельных населенных пунктах остальных областей работы близятся к завершению. Благодаря подключению школ к сети Интернет, все ученики нашей страны получат равные образовательные возможности, учащиеся не только городских, но и сельских школ смогут пользоваться электронными библиотеками и современными образовательными ресурсами, а преподаватели смогут повысить свой профессиональный уровень, использовать в учебном процессе новые методики, что приведет к существенному повышению доступности качественного образования…» www.minsvyaz.ruПисьма из провинции, или О школьном Интернете из неофициальных источников

Приведенные выше строки из пресс-релиза, опубликованного на официальном сайте Мининформсвязи от 27 августа 2007 г. А ниже – письма скромного учителя информатики одной из сельских школ Тверской области (заметим, не самой удаленной от обеих столиц). Адресованы они старому другу – обозревателю «ИКС», волею судеб оказавшемуся непосредственным участником событий. Комментарии, как говорится, излишни.


Вот уже десяток лет, как я являюсь счастливой владелицей «домика в деревне» - в 450 км от Москвы, на северо-западе Тверской области, а потому о ходе выполнения многочисленных реформ и федеральных программ узнаю не из победных реляций или телерепортажей о визитах вице-премьеров в глубинку - я наблюдаю эти процессы воочию. Скажу откровенно: «картинки» не совпадают разительно. Многое довелось мне повидать за эти годы, но последние обнародованные результаты реализации Федеральной целевой программы развития образования потрясли и заставили вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Не могу молчать!».

Все началось с прошлогоднего укрупнения школ в сельской местности. В результате «реформирования» немало учителей остались без работы и до сих пор вынуждены «отмечаться» в бюро по трудоустройству в ближайшем (за 45 км) райцентре. Одна из таких «укрупненных» школ собирает теперь учеников со всех деревень округи, расположенных в радиусе 10-25 км. Детей привозит и развозит по домам школьный автобус, срок службы которого, похоже, истек еще в прошлом тысячелетии. Но не об этом речь на страницах нашего телеком и ИТ-направленного издания. Мой рассказ в письмах о другой составляющей приоритетного национального проекта «Образование» - компьютеризации и интернетизации российских школ.

Письма эти прислал мне старый друг, бывший москвич, решивший навсегда поселиться в тех краях, а точнее, в той самой деревне, где расположена «укрупненная» школа. Его, выпускника мехмата МГУ, попросили (видимо, за отсутствием в деревне других специалистов с высшим математическим образованием) вести в этой школе информатику.

История нашей переписки началась с того момента, когда меня в самом конце отпуска попросили посмотреть и разобраться, что происходит с «деревенским» компьютером. Посмотреть по смотрела, но более глубоко изучить проблему не успела - отпуск кончился. Однако осталась ниточка связи со старым другом, благо у него есть стационарный (через антенну «Локус») мобильный телефон с подключенной GPRS-услугой для общения с родными и друзьями, ибо проводной телефон в этой деревне работает через два дня на третий. А вот сотовая (хоть и стационарная) связь не подводит.

В приведенных ниже отрывках из писем сознательно пропущены названия населенных пунктов, чтобы не нанести вред конкретной школе и ее директору (надеюсь, объяснять этот факт нет нужды), но официальным лицам, которых не оставит равнодушными эта статья, редакция готова сообщить точные координаты места.


25 сентября 2007 г., 20:35:49

Доброго Вам здравия! Посылаю первый отчет по школьному Интернету.

 

  1. Размер монитора таков, что впору лупу с собой носить. Посоветовал завучу найти линзу. Помните, как на первых телевизорах КВН? Потом понял, что линза вряд ли поможет, потому что контрастность никуда не годится. Все расплывается.
  2. Скорость передачи информации через сеть настолько низкая, что можно заснуть, ожидаючи, когда экран загрузится.

В следующее посещение Вашего «поместья» непременно заезжайте в наш дивный ХХХ, чтобы все-таки лицезреть сие безобразие собственными глазами. Лично я полагаю, что по этой ФЦП просто скинули какое-то допотопное старье и устроили звон на всю вселенную. Кстати, в другой нашенской школе того же Тверского княжества (в 30 км от ХХХ. - Прим. ред.). Инет не поставили. Может, оно и к лучшему.

Выводы:

  1. Преподавать что-либо через посредство этой, с позволения сказать, техники нельзя, ибо ничего не видно.
  2. В помощь учителям, конечно, годится, но ущерб для здоровья очень велик: после 30-40 минут «разглядывания» экрана начинается головная боль.
26 сентября 2007 г., 21:19:39
...Если от первого моего отчета Ваше здоровье не пошатнулось, то я этому очень рад. Думаю, Вы понимаете, что вряд ли подобная ситуация существует только в XXX. Что поделаешь - «бизьнес».

Теперь относительно вопросов. Сообщаю, что компьютеров всего два. На том, что подключен к Интернету, я смог прочитать, вернее, переписать с экрана, потеряв еще 10% зрения, следующее:

  1.  Свойства системы. Microsoft Windows ХР. Professional Версия 2002 Service Pack 2, пользователь - школа ZZZ. Компьютер. Процессор Intel Celeron, 735 МГц, 120 Мбайт ОЗУ. Кстати, есть в школе кое-какие CD, но не можем их использовать - появляется сообщение «нехватка памяти».
  2. Сетевое подключение: ЛВС или ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ Интернет (ну если это высокоскоростной, то мой МТС'ный будет ГИПЕРскоростным). Впрочем, возможно (заявляю как лох), дело в самом компьютере или в том, что связь идет по «Подключению по локальной сети», как написано на экране.
  3. Модем: HUAWEI EchoLife HG520.
  4. Экран: Belinea, 14 дюймов. В целом можно наплевать на скорости, потому что учить на одном «компе» целый класс просто смешно, к тому же на таком мониторе работать вообще нельзя. Сегодня одна учительница попросила найти почасовую программу по математике для 6-го класса. Нам пришлось перебирать (открывать) последовательно все оглавление, ибо то, что написано в нем, прочесть просто невозможно.

P.S. Меня попросили пошарить по Инету и узнать, есть ли в Санкт-Петербурге или, в крайнем случае, в Москве средние учебные заведения со специальностью «психология». Рыться дома для меня накладно, а в школе, на этом мониторе, я долго не выдерживаю - глаза. Прошу, если Вам нетрудно, посмотреть такие заведения и переслать мне их координаты.

2 октября 2007 г., 16:56:14
Сообщаю, что присланные материалы позволили найти нужное. Далее узнал, что с декабря Интернет в школе будет платным. Как говорят, он будет платным во всех школах, но в других местах его поставили раньше и учителя успели мало-мальски попользоваться (не у всех же такие экраны!), а у нас - только в конце августа. Кто будет платить за трафик, не ясно, в районе даже истопникам не могут за лишнюю неделю заплатить. Так что все идет по плану, а в школе дети в пальто учатся.

С грустным приветом...

19 октября 2007 г.
...На школьном мониторе (в отличие от моего домашнего) указанного тобой знака (ярлыка сетевого подключения) нет. Папка «Удаленный доступ к сети» отсутствует, нечто аналогичное содержит только «Мастера подключения». Но решил померить секундомером. Сегодня все грузилось (уж не знаю почему) быстрее обычного. Первая загрузка - 55 секунд. Загрузка тех или иных файлов (небольших текстовых) с использованием Rambler от 45 до 70 секунд. На моем GPRS-подключении высвечивается 1,15 кбит/с, при перекачке информации может быть и 1,2-1,32 кбит/с.

***

Такая вот грустная история. А между тем еще летом в компании «Синтерра» (см. «ИКС» № 9'2007, с. 38-39) в ответ на конкретный вопрос по конкретной школе меня заверили, что в данной школе широкополосный Интернет будет установлен в конце июля, работы будет осуществлять «ЦентрТелеком».

Кстати, никто не сообщил в эту школу телефон горячей линии «по интернетизации», мне удалось его узнать «по личным каналам», а поскольку Интернетом пользоваться там невозможно, то и по Сети его выяснить было нельзя. Не скрою, я немедленно передала его директору школы.

Надеюсь, комментарии к частному примеру реализации приоритетного национального проекта «Образование» излишни. Здесь даже не «за державу обидно» - детей жаль: далеко не все родители могут своему ребенку «снять койку» в райцентре, чтобы он получил полноценное современное образование.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!