Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2010
Дмитрий ИВАНОВ  05 мая 2010

Мотивация на рынке ВКС имиджевый взгляд

Открытый разговор о скрытой части айсберга «мотивации внедрения ВКС на корпоративном уровне».

То, что в мотивации внедрения видеоконференцсвязи часто присутствует имиджевый компонент, – это ни для кого не секрет. Другой вопрос, насколько часто это происходит… Какой заказчик сам сознается в этом? А системные интеграторы и вендоры просто обязаны говорить о преимуществах технологии и мотивации совсем другого плана.


Некоторые мифы


Экономия на командировках считается главным козырем при внедрении систем видеоконференцсвязи (ВКС). Однако для топ-систем ВКС, комплексных решений, включающих конгресс-систему, средства отображения коллективного пользования, аудио-видеокоммутаторы, системы управления «умным домом» AMX/Crestron и другое привязанное к ВКС оборудование, а также для систем Telepresence это утверждение вызывает сомнения. Положительного итога от внедрения таких систем ожидать не приходится, хотя бы по причине их быстрого морального старения. И те, кто сегодня позволил себе потратить на ВКС-системы от четверти до полумиллиона долларов, через пару-тройку лет по определению не смогут работать на устаревших технологиях – иначе можно испортить имидж. С другой стороны, если учесть, что большинство заказчиков таких систем – это госсектор, включая правительство, министерства, администрации, приватизированные министерства, в том числе РЖД, и банки, имеющие ведомственные гостиницы и льготный проезд, – экономические выгоды вообще эфемерны. Следовательно, подсчет ROI (Return On Investment) в этих случаях выглядит привлекательно только благодаря искусству PR-менеджеров, а реализованные проекты не приносят осязаемых финансовых результатов. В Интернете вы найдете массу информации о том, кто и для кого внедрил очередную систему ВКС, но не найдете их проектных расчетов окупаемости и последующих реальных оценок, подтверждающих эти расчеты. Системы Telepresence, например, иногда без всякого лукавства так прямо и позиционируются как «имиджевая система для проведения совещаний».


Приведем небольшой расчет. Допустим, необходима командировка сотрудника московского офиса во Владивосток. Авиабилеты в обе стороны, учитывая традиционно завышенные тарифы на рейсы в этот город, обойдутся в 30 тыс. руб. Однако командировку планируется заменить сеансом качественной ВКС. Не будем рассматривать верхнюю планку в 15 Мбит/с для систем класса Telepresence, а рассчитаем тарифицированный по трафику канал связи с пропускной способностью в 8 Мбит/с. Восьмичасовой сеанс подобной услуги в ОАО "Ростелеком" обойдется в 55 тыс. руб. Даже если не учитывать стоимость подключения и использования последней мили и дополнительные затраты на поддержку ВКС-инфраструктуры и амортизацию оборудования, налицо фактически двухкратный перевес. Аналогичные расчеты для магистрального канала в 2 Мбит/с, при условии его полной загрузки в течение рабочего дня, показывают 0,9 Гбайт данных стоимостью более 16 тыс. рублей.


Следующий козырь – оперативность управления. Большинство топ-систем видеоконференцсвязи предусмотрены для пользователей VIP-класса, рядовые сотрудники к ним допускаются лишь в редких случаях. Мебель из красного дерева и другой декор между видеосовещаниями кое-где даже закрывают чехлами. «Избранные» же, как показывает практика, пока к этой технологии относятся недоверчиво, с опаской, а следовательно, подобные системы в основном эксплуатируются в режиме «ожидание».


Так почему же сегодня премиум-решения видеоконференцсвязи пользуются популярностью? В большинстве случаев честный ответ на этот вопрос – из соображений престижа и моды.


Особенности нового русского менталитета


Несколько лет назад я наблюдал такую картину. В одной из турфирм, специализирующейся на «заманухе» типа «приезжайте, вы выиграли турпоездку», на каждом центровом месте красовался новенький IP-телефон Cisco. Вместе с другой чудо-техникой того времени и шикарно обставленным офисом это создавало впечатление преуспевающей компании. Очарованные баснями клиенты брали такси и ехали домой за деньгами. Однако персонал компании почему-то звонил не с «супер-пупер» на тот момент телефонов, а с обычных аналоговых, установленных по углам комнат. Сомневаюсь даже, что у компании был Call Manager.


Большинство крупных заказчиков предпочитают интегрированные проекты «под себя», в которые включены интерактивные сенсорные панели, ТВ-подсистема (кстати, VIP-системы ВКС чаще всего используются именно в этом режиме), потолочные документ-камеры и другие компоненты, пока сложно сочетающиеся со стандартной конфигурацией телеприсутствий. Кроме того, оригинальный проект предусматривает в центре зала портрет руководителя и другие необходимые атрибуты корпоративной этики серьезной организации, например, трибуну для докладчика.

Имиджевый подход – это, конечно, общая мировая практика, но в российской действительности он во всем имеет свои особенности ( например, при выборе автомобиля большинство московских обладателей дорогих джипов руководствовались не целевым их назначением, а престижностью модели). Так и в сфере ВКС – зачастую выбираются менее эффективные решения конкретной задачи, но «большие и мощные и, конечно, черного цвета».


По мнению автора, именно вопрос имиджа является локомотивом продвижения топ-систем видеоконференцсвязи. В большинстве случаев конечная цель, явная или неосознанная, – это демонстрация «успешности компании», «внедрения передовых технологий». На второе место можно было бы поставить желание иметь забавную дорогую игрушку, удовлетворяющую любопытство и интерес к новинкам hi-tech. А поскольку технология ВКС уже несколько лет считается очень модной, то еще как минимум три-четыре года инерция не позволит кардинально изменить этот стереотип.


Отметим еще, что ВКС наиболее активно продвигается именно в госсекторе: там средства народные и подход к освоению бюджета… традиционный.


Экономика имиджа


На корпоративных встречах топ-менеджмента, руководителей, глав филиалов можно услышать такие высказывания: «Мы заказали инсталляцию ВКС-зала на пол-лимона долларов, Full HD, объемный звук, конгресс-система, интерактивная доска, сам понимаешь, все как положено. Ну, а вы когда?». ИТ-лидеры компании, демонстрируя руководству ВКС-апартаменты с заверениями об экономической целесообразности этого вложения, одновременно просят увеличить годовой ИТ-бюджет, в том числе и на обслуживание ВКС-систем и новых, связанных с ними элементов: систем отображения, конгресс-систем, телекоммуникационной техники. В большинстве случаев на время проведения сеанса видеоконференцсвязи выделяется дежурный – «специально обученный» ИТ-специалист, контролирующий работу оборудования и помогающий участникам совещания в управлении сессией, поскольку управление удаленной камерой, параллельный вывод презентации и другие спецрежимы требуют определенной сноровки. Поэтому статьи расходов включают как привлечение новых ИТ-специалистов и аренду дополнительной полосы пропускания каналов связи для видеосеансов, так и в дальнейшем ремонт, модернизацию ВКС-оборудования и техподдержку созданной инфраструктуры. Причем эти статьи расходов множатся пропорционально числу точек внедрения ВКС и филиалов компании. Кстати, в большинстве расчетов ROI эти затраты не учитываются, следовательно, реальные точки безубыточности (Break Even Point) будут совсем иными.


Следует учесть и другие «накладные» расходы, которые, правда, не затрагивают ИТ-бюджет, но влияют на прямые затраты компании. Это, например, рост энергопотребления – за счет как самого ВКС-оборудования, так и дополнительных кондиционеров для обеспечения его нормальной работы и комфортных условий для участников совещаний.


  



В заключение заметим, что к заверениям о радужных перспективах внедрения ВКС-систем, благодаря которым «компании наращивают объемы продаж», а «заказчики безумно счастливы», следует относиться критически, помня золотое правило: «Хороший менеджер должен складывать и умножать (славу, успехи и возможности своей компании, своего товара и оборота), а заказчик, если он не дурак, сам вычтет и поделит». Высказывания президентов компаний – производителей ВКС о «почти мгновенном возврате инвестиций» – не исключение.  икс 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!