Rambler's Top100
Статьи
Владимир ДРОЖЖИНОВ  20 сентября 2010

Е - упало, М - пропало, U - осталось … или Вездесущее общество Республики Корея

Этим летом в Сеуле, столице Республики Корея (или по-нашему Ю. Кореи) состоялся форум с заковыристым названием «1-я конференция по инициативе глобальных умных инвестиций в социальный сектор 2010» (1st Global Smart SOC Initiative 2010)

Этим летом в Сеуле, столице Республики Корея (или по-нашему Ю. Кореи) состоялся форум с заковыристым названием «1-я конференция по инициативе глобальных умных инвестиций в социальный сектор 2010» (1st Global Smart SOC Initiative 2010):

  • тема форума – комфортная жизнь в цифровом мире,
  • задача инициативы – дать участникам возможность оценить потенциал корейских ИКТ в повышении эффективности инвестиций в социальный сектор,
  • министерства и ведомства Ю. Кореи - соорганизаторы форума: Министерство знаний и экономики, Министерство государственного управления и безопасности, Корейское агентство по развитию торговли и инвестиций, Национальное агентство развития ИТ-промышленности, Национальное агентство развития информационного общества.

Первое, что бросилось в глаза еще на этапе подготовки к поездке, это обилие терминов по информатизации, начинающихся на непривычную для западного глаза букву “u” - u-Korea, например. При подробном ознакомлении оказалось, что «u» –это первая буква английского прилагательного ubiquitous – вездесущий. Затем всплыло множество терминов из различных сфер жизни, начинающихся на u: u-city, u-home, u-tourism, u-business, u-government - только некоторые из них. Ну и конечно, есть ubiquitous economy и the ubiquitous society. Суммируя все, получаем просто u-life. (Вообще-то, справедливости ради, следует сказать, что еще в конце 80-х годов прошлого столетия появился термин  ubiquitous computing (вездесущие вычисления). Тогда он означал внедрение компьютеров куда только можно - во все сферы жизни. Говорили даже о «размазывании интеллекта по стенам». Но тогда отсутствовал такой компонент как связь. Теперь же есть все технические и экономические предпосылки, чтобы вездесущие вычисления стали реальностью. Подробнее см. http://www.soderstrom.se/wp-content/uploads/u-word-11.pdf ).

Широкий список тем по вездесущим (конвергентным) ИКТ и их применению можно найти на сайте предстоящей в Сеуле в конце этого года конференции ICCIT 10 (Fifth International Conference on Computer Sciences and Convergence Information Technology ).

По сути, вездесущность вычислений и связи стали маяками стратегии информатизации Ю. Кореи в настоящем и будущем и знаменует следующую после электронизации (окончилась в Ю. Корее в 2007 г.) стадию информатизации общества. Первое официальное упоминание вездесущности применительно к Ю. Корее относится к 2003 году (См. E-Korea Vision 2006. The Third Master Plan for Informatization Promotion (2002-2006). Ministry of Information and Communication, Republic of Korea, April 2002). Первый национальный план на эту тему заканчивается в 2010 г.

На этапе электронизации 95% затрат уходило и уходит на перестройку «бумажных» бизнес- и деловых процессов, формализацию и регламентацию деятельности, приучение министерств и ведомств работать совместно при предоставлении услуг гражданам и бизнесу, создание «единых окон» для получения услуг, к которым граждане все равно должны приходить ногами или через интернет. Этап же вездесущности характеризуются тем, что услуги сами приходят к гражданам на дом по интернет или в места «шаговой доступности» (вряд ли МФЦ-центры можно считать находящимися в таких местах). Для этого 95% затрат нужно вкладывать в создание инновационных ИКТ вездесущего информационного общества.

Можно конечно считать, что вся предыдущая история информатизации России, если брать за точку отсчета 2002 год – года старта ФЦП «Э-Россия», являлась подготовкой к электронизации, но следует признать, что только с приходом во власть Президента Д. Медведева появилась политическая воля, придавшая информатизации России системность и целенаправленность, в результате только с конца прошлого года началась массированная работа по реализации электронных государственных и муниципальных услуг. Тем более сейчас нужно наверстывать упущенное и закладывать в новую формируемую государственную программу построения в России информационного общества его вездесущность, что тесно связанно с инновационными ИКТ. Какими – будет видно из дальнейшего. Если этого не делать, то Россия рискует остаться на задворках мирового процесса перехода к вездесущему информационному обществу. Уже сейчас имеет место т.н. разрыв стандартизации ИКТ между развитыми странами и Россией (развивающейся страной по международной классификации). Он состоит в том, что у нас уже нет людей, которые могли бы оценивать содержание, реализовывать, предлагать и влиять на вновь разрабатываемые международные стандарты ИКТ (См. ITU/UNCTAD World Information Society Report 2007: Beyond WSIS). Как работа по стандартизации ИКТ построена в Ю. Корее можно узнать, например, из презентации.

В рамках форума состоялись конференция, выставка (продуктов и услуг корейских компаний для u-правительства, т.е. для вездесущего правительства) и технический тур, во время которого участники посетили:

Российские участники форума сфокусировали внимание на продуктах и услугах для u-правительства. Заметим, что в глобальном рейтинге ООН за 2010 г. развития электронных правительств Ю.Корея заняла 1-е место, а объем поставок продуктов и услуг для e-правительству за рубеж составил в 2009 г. 66,7 млн. USD (см. таблицы ниже). (Интересно, что Казахстан за последний год в мировом рейтинге взвился сразу на 35 пунктов с 81 на 46 позицию, оставив позади Украину (54 место), Россию (59 место) и Беларусь (64 место). Напомним, что в стратегии построения в России информационного общества определено, что к 2015 году Россия должна войти в первую 20-ку такого рода международных рейтингов – осталось преодолеть39 позиций.)

 Уже продолжительное время Ю. Корея является мировым лидером в области развития e-правительства и информационного общества. Правительство стимулирует развитие национального малого и среднего ИКТ-бизнеса и производства и экспорта соответствующих продуктов и услуг заграницу.

В 2005 году национальные продукты и услуги ИКТ составляли 14% ВВП и 30% экспорта страны.

Стратегическое и тактическое планирование и управление информатизацией страны осуществляет Национальное агентство развития информационного общества (National Information Society Agency,NIA), созданное еще в 1987 г. В настоящее время - после успешного выполнения программы построения в стране электронного правительства - Агентство приступило к выполнению программы построения«вездесущей» Кореи (u-Korea ).

Миссия Агентства состоит в

  • формировании и выполнении национального рамочного плана продвижения в стране информатизации;
  • управлении и сопровождении информационных сетей государственных организаций;
  • осуществлении процесса стандартизации инфокоммуникаций и разработке, внедрении и сопровождении информационных систем для межведомственного использования информации;
  • поддержке управления информационными ресурсами государственного сектора;
  • поддержке руководства, стандартизации и мониторинга деятельности государства в области информатизации;
  • предоставлении консультационных услуг по ИКТ для развивающихся стран.

Агентство руководит выполнением следующих национальных проектов:

1.  Реализация стратегии построения u-Кореи и расширение ИКТ-консалтинга:

Поддержка политики и стратегии создания u-Кореи:

  • Разработка стратегии следующих этапов информатизации страны и анализ текущих проблем информатизации
  • Разработка законодательных рамок реализации программы u-Корея и внедрения э-правительства
  • Анализ отечественной и зарубежной статистики информатизации и ее трендов

Расширение глобального ИТ-консалтинга:

  • Предоставление технического консалтинга в части национальной информатизации в развивающихся странах
  • Руководство центрами сотрудничества с Латинской Америкой в области ИКТ в Мексике и Чили

2. Реализация стратегии создания вездесущих ИКТ (u-ИКТ839, uIT839 strategy) – стратегии, сформулированной Министром информации и связи Кореи для перспективного инновационного развития национальной ИКТ-промышленности в целях превращения Кореи в мирового лидера в области национальной инфраструктуры и построения в ней т.н. u-общества (вездесущего общества), т.е. u-Кореи (вездесущей Кореи):

Поддержка создания трех перспективных инфраструктур:

  • Построение инфраструктуры широкополосной конвергентной сети (Broadband Convergence Network, BcN)
  • Продвижение использования интернет-стандарта IPv6
  • Построение инфраструктуры вездесущей сенсорной сети(Ubiquitous Sensor Network, USN)

Создание национальных инновационных информационных технологий:

  • Радиочастотные метки, веб-сервисы и архитектуры ИКТ
  • Продвижение использования домашних цифровых сетей и телематической широкополосной национальной сети

3. Реализация e-правительства и продвижение информатизации на основе государственно-частного сотрудничества с МСП (предприятиями малого и среднего бизнеса)

Поддержка развития e-правительства на основе инноваций в государственном управлении:

  • Концентрация на реализации 31-й задачи в рамках маршрутной карты создания э-правительства
  • Поддержка развертывания общеправительственного единого вычислительного центра и разработка сети связи e-правительства
  • Реализация проекта создания административной информационной базы для усиления национальной цифровой мощи
  • Служба сертификации для государственного сектора и сопровождение резервного центра национальной информационной системы
  • Проекты информатизации для МСП, базирующиесяна поставщиках прикладных вычислений (ASP)

Мониторинг, аудит и стандартизация информатизации:

  • Разработка архитектуры общеправительственных ИТ (ITA) и стандартов
  • Предпроектная экспертиза ИКТ-проектов
  • Аудит информационных систем и системные исследования

Происхождение сокращения названия стратегия u-ИКТ839 разъясняется на следующем слайде, здесь перечислены 8 услуг, 3 инфраструктуры и 9 продуктов, которые должны быть созданы в рамках стратегии. Необходимость реализации 8 новых услуг стимулирует инвестиции в построение 3 новых сетей, для которых нужна ускоренная разработка 9 новых продуктов.

Таким образом, в Ю. Корее сейчас реализуется переход от э-общества и э-правительства к в-обществу и в-правительству (в — от вездесущего), см. слайд ниже.

В качестве пилотного административного образования для демонстрации преимуществ технологий u-ИКТ839 был выбран район Сеула под названием Гангнам (u-Gangnam). Здесь, в частности, уже запущены в эксплуатацию домашние комплексы выполнения медицинских анализов для одиноких пожилых людей, пересылки их результатов в удаленный госпиталь, выполнения немедленного анализа результатов и квалифицированное принятие решения о консультации пациента по телефону или его госпитализации.

Среди других систем можно назвать автоматический МФЦ – контейнерное вандалоустойчивое исполнение уличных сдвоенных кабин каждая размером с телефонную будку одна для здоровых, другая для инвалидов и детей, в которых можно получить те электронные услуги, которые у нас предлагается получать в помещениях МФЦ. Причем идентификация клиентов осуществляется по отпечатку пальца.

Недавно на встрече с активом партии «Единая Россия» Д. Медведев предсказал, что в перспективе Россия перейдет от представительной демократии к прямой – через интернет. Такая прямая демократия уже реализована в районе Гангнам. Жители района с помощью идентификационных карт могут из дома участвовать в голосовании по различным вопросам жизни района.

Кстати, входе общения с представителями компании Samsung SDS выяснилось, что она выполняет около 50% всех проектов в области э-правительства Ю. Кореи. Значительный вклад в решение этой проблемы вносит и компания LG CNS. На отечественном ИКТ-рынке эти компании не известны, известны лишь их материнские компании как поставщики сотовых телефонов и бытовой электроники.

Интересно, сколько времени уйдет у нас, чтобы оценить необходимость, сформулировать стратегию и план мероприятий с финансированием для построения в России в-Общества?

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!